Городской туристический клуб

Провинциальный городской турклуб 21 века

В настоящее время происходит возрождение интереса к внутреннему туризму, эта отрасль активно поддерживается государством различными способами. Наш регион (Орловская область) не является традиционным местом притяжения туристов. На развитие внутреннего туризма выделяется недостаточно бюджетных средств. Но несмотря на это, при желании, малыми средствами можно получить значительный результат (эффект низкой базы). Опыт соседних регионов, где буквально в чистом поле создана различная туристическая инфраструктура, проводятся тематические слёты и фестивали (до пандемии), говорит о том, что надо искать нашу уникальную модель, апробировать и внедрять в случае успеха.

Какое отношение имеет региональный бюджет к вопросу организации городского турклуба? Да самое непосредственное. В чём основные сложности создания туристического бизнеса в нашем регионе? Непопулярность, невостребованность, недостаточно платёжеспособное и малое население, сезонность, отсутствие значимых исторических и природных объектов? На любой из этих вопросов, наверное, можно ответить - да. Главный вопрос, на самом деле, такой «За чей счёт праздник?», так как инвестиции в бизнес должны возвращаться прибылью, а не головной болью по закрытию текущих счетов.

Самый массовый сегмент туристического рынка — походы выходного дня. Скинуться на общие расходы и приехать на место со своей палаткой и складным стулом, попросив у знакомых спальник, это разумный максимум, на который готов пойти обычный семейный работающий человек, не утративший интереса к отдыху на природе и готовый приобщить к этому детей. Надо отметить, что в области есть предприниматели и организации, предлагающие отдых в формате «выходного дня», однако, большинство из них эксплуатирует построенную ранее инфраструктуру.

В 21 веке люди научились ценить своё время и деньги, а также требовать высокого качества оказываемых услуг. Экономические реалии не позволяют надеяться на чудо, что инвестор вложится в туристическую инфраструктуру провинциального города и будет за доступную плату пускать на обустроенную территорию.

Что может предложить городской туристический клуб?

На стыке дружеской встречи в лесу и организованного отдыха может находится некоммерческая организация, объединяющая людей по интересам, например, в формате походов выходного дня. Такой формат позволяет быстро собрать первую команду энтузиастов и выработать «правила клуба» для привлечения новых участников в понятное сообщество. Некоммерческая организация подразумевает, что участники настроены на создание системы управления коллективным имуществом, объединения ресурсов отдельных людей для достижения общих целей, возможного участия от имени организации в различных мероприятиях по поддержке отрасли. То есть два-три человека вполне могут договорится, у кого будет храниться купленный в складчину шатер, но, когда участников более десяти, проще создать организацию. Однако, только лишь управление имуществом слишком малозначительная цель городского турклуба, должно быть что-то большее.

Комплексное туристическое, краеведческое, экскурсионное и т.п. развитие прилегающей территории, создание общественной инфраструктуры -  вот достаточно большая цель, ради которой стоит создавать организацию и объединять ресурсы заинтересованных участников.

Если не заниматься маниловщиной, а разбить задачу на ряд последовательно реализуемых, реально достижимых шагов, то нужно только преодолеть свою лень и приступить к работе. План видится следующим:

  1. Собрать вместе несколько человек, известных своим увлечением туризмом, имеющих ресурсы и возможности для решения общественных задач и сформулировать вместе цели, задачи и набор базовых правил будущего клуба. Результат — создание клуба.
  2. Ревизия всех известных мест туристической инфраструктуры в радиусе 50 км. Перепись и привязка к карте удобных мест стоянок, маршрутов движения, оценка состояния сооружений (столы, навесы и пр.), а также накопленного объема мусора на прилегающей местности. Результат — актуальная районная туристическая карта.
  3. Выбор наиболее приоритетных мест для приведения в порядок и обустройства. Приведение в порядок одной площадки силами участников клуба, для оценки необходимых для это ресурсов. Предполагается, что в течение сезона несколько групп участников клуба смогут воспользоваться подготовленной площадкой. Результат — приобретение практического опыта и формирование актива клуба.
  4. Приведение в порядок двух-трех площадок дополнительно с привязкой к маршрутам для пеших или велосипедных прогулок вокруг города. Результат — начало формирования сети маршрутов.
  5. Создание культурно-просветительской и краеведческой повестки клуба. Запись аудиогида, ведение видеоблога, поиск объединяющих идей для местных фестивалей, слётов и прочее. Работа по формированию определенного туристического имиджа района, со своими уникальными особенностями.  Результат — привлечение в регион участников из других областей, анализ потенциала рынка туристических услуг.

На любом из этих этапов, необходимо активное взаимодействие с другими региональными участниками, занятыми смежными темами (поисковые отряды, казачество, юнармейцы, экологи и т.д.) с целью координации усилий и совместной работы в точках пересечения интересов для общего блага.

После формирования маршрутов, клуб может начать оказывать туристические услуги, организуя коммерческие группы. Поиск внутренних источников финансирования деятельности клуба, важнейший фактор его устойчивости, способности развиваться и предлагать новые возможности участникам и посторонним клиентам.

На четвертом этапе появляется много новых возможностей по внесению тематического разнообразия в деятельность клуба. Например, в августе хороши астрономические наблюдения, есть известные места для наблюдения за перелётными птицами, специалисты могут рассказать интересное о растительности и т.п. По мере появления в составе клуба участников, готовых провести публичную лекцию, нужно организовывать тематические встречи и специально поощрять самых интересных рассказчиков, собирающих свою аудиторию.

Если региональные и муниципальные власти точечно поддержат эту работу: вывоз собранного мусора, обработка от клещей и т. п., то приложенные совместные усилия дадут синергетический эффект и позволят малыми ресурсами достичь существенно больших целей и выйти на новый уровень развития территории.

 P.S. В 2021 году сделан первый шаг к формированию городского туристического клуба. Несколько человек, не связанных ранее общей компанией, но понимающих общие интересы, договорились о необходимости создания городского туристического клуба. За летний сезон было организовано несколько выходов на природу в разных форматах, возникло понимание, что вместе удобнее, и куда двигаться дальше. На осень-зиму 2021-2022 года планируется регистрация некоммерческой организации и работа по привлечению новых участников к сезону 2022 года, а также начало реализации запланированных задач.