Greenwashing. "Зелёный" пиар

История

Этот термин появился из соединения двух английских слов — "green" и "whitewashing". Слово "green" тут переводится в значении "экологичный", а "whitewashing" — это фразовый глагол — попытка помешать людям узнать истинные факты о чём-либо.

Впервые этот термин был использован Джеем Вестервельдом, американским защитником окружающей среды, в 1986 году в эссе, посвящённому гостиничному бизнесу. В этой работе описывался случай в отеле: тогда в номерах стали возникать таблички, которые побуждали постояльцев, которые заботятся об экологии, экономить воду, отказаться от замены полотенец и постельного белья. Но эту практику нельзя было назвать экологичной, она просто служила инструментом сокращения издержек отеля. 

Что же такое гринвошинг? 

Greenwashing — это "зелёный" пиар, который вводит общественность в заблуждение. К сожалению, в наше время тема экологии стала модной и продаваемой, многие производители придают своим товарам статус ECO или BIO просто ради маркетинга и увеличения продаж. Мало того, что нас обманывают, гринвошинг является элементом недобросовестной конкуренции. Ведь один раз поведясь на ложную рекламу, большинство людей думает, что любое "эко" — это обман. 

Обычно на упаковках таких товаров выделены различные надписи типа: эко, натурально, био, органическое; и много зелёного цвета, деревьев, листочков, цветов и т. д. Стоит сказать, что в России недавно, в 2020 году, вступил в силу закон "Об органической продукции и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он запрещает маркировки "органик"; "органик продукт" и "органический продукт" без специальной лицензии. Однако другие слова "био", "эко", "без ГМО" никак не упоминаются. В целом все эти надписи можно использовать, но они могут ничего не обозначать. 

Кроме того, на товарах часто можно увидеть знаки, похожие на экомаркировки, но ими не являющимися.

Примеры гринвошинга: 

  • В 2020 году была запущена программа H&M по сбору одежды. Любой человек мог сдать ненужную одежду, и бренд заявлял, что всё это отправится на заводы в Германии, а потом будет переработано и пойдёт на производство тканей для будущих товаров в H&M. В итоге несколько месяцев спустя  эко-блогер Елена Володина разоблачила эту кампанию. Она сдала свою одежду в H&M, и в ней спрятала GPS-маячок и отследила, что одежда на самом деле направлена на склад в Лыткарино. Затем выяснилось, что эти вещи потом продавались на Авито. 
  • В 2018 году разразился скандал вокруг известного Старбакса. Бренд отказался от пластиковых трубочек в пользу специальных крышек с носиком. В итоге оказалось, что эта крышечка содержит гораздо больше пластика, чем пластиковая трубочка. 
  • Гринвошинг может окружать нас везде и совсем не бросаться в глаза. Например, компания ЭкоНива, которая производит молочную продукцию, не имеет никаких документов об экологичности, однако своим названием и упаковкой вводит клиентов в заблуждение.
  • Activia (Danone). Питьевые йогурты, творожные изделия и другая продукция этой марки содержит на упаковке экологичный знак с лозунгом "One planet. One health"(перевод — "Одна планета. Одно здоровье.") Но при этом не имеет никакой сертификации, которая бы подтверждала экологичность товаров.

Как выбирать настоящие экотовары?

Очень важно понимать, что действительно является экологичным, а что просто сделано для привлечения внимания. 

Экомаркировка — один из способов проверить товар, и "поверить" ему. Эту лицензию нельзя купить, поэтому товарам с экомаркировками можно доверять. 

Существует мобильное приложение, которое поможет отличить настоящую маркировку от поддельной — Ecolabel guide. Он распознаёт эко знаки по камере. В приложении можно отсканировать любой знак, который изображен на упаковке и узнать его значение. Приложение знает более 100 знаков, в них включены те, которые входят во Всемирную ассоциацию экомаркировок (GEN); органик-маркировки, отраслевые знаки, экологические декларации и многие другие.

Если экомаркировки нет, то тут сложнее. Нужно смотреть составы. Часто указывается неполный состав, но иногда это можно определить. Для примера: в составе есть вода и нет консерванта, однако есть резкий запах; получается, ароматизатор не указан. 

Иногда стоит заглядывать в расшифровку международной номенклатуры INCI (принятые на международном уровне официальные обозначения ингредиентов косметических средств).

В наши дни проблема гринвошинга очень распространена. Не стоит верить любому упоминанию "экологичности" на товарах. Люди должны научиться анализировать упаковку, название, состав и другое. Повышая свою осознанность, мы помогаем не только нашей планете, но и повышаем уровень нашей жизни.

Не дайте себя обмануть!


Источники:

Автор: Виталина Митрошкина, Журфак МГУ

Тэги: