Гринвошинг, или неужели вы платите за экологичность

Всё меньше 
окружающей природы.
Всё больше 

окружающей среды.

Роберт Рождественский

Прогуляйтесь по магазинам, посмотрите на витрины. Вокруг множество товаров с пометкой "ЕCO", "экологично", "одобрено Greenpeace" и др. У многих, извечно сомневающихся или просто бдительных потребителей, может невольно возникнуть вопрос: "А чем докажете? Это не более чем красивая обертка, а что на самом деле  большой вопрос". Я думаю, разговор о гринвошинге — один из тех, которые надо вести и вести, чтобы докопаться до правды.

Для начала определимся, что вообще такое "гринвошинг". Это экологичное позиционирование компании или же или же определённого товара/услуги без достаточных на то оснований. Сам термин возник вследствие комбинации слов green (зелёный, или экологичный) и whitewashing (буквально "отбеливание репутации").

Когда впервые заговорили о гринвошинге?

Джеем Вестервельд в 1986 году впервые употребил термин "гринвошинг" — не догадаетесь — по отношению к гостиничной индустрии. В то далекое время, когда об экологии заботились только увлечённые учёные и радикальные активисты, когда концепт "разумного потребления" ещё не стал мейнстримом, во многих зарубежных отелях стали появляться таблички приблизительно следующего содержания: "Если вы хотите спасти планету, уже находящуюся на грани гибели, откажитесь от замены полотенец и постельного белья". Позже Джеем Вестервельд выяснил, что это не больше, чем попытка снизить производственные издержки, с экологией имеющая немного общего.

Я хочу обойтись без прямого упоминания компаний, обманывающих людей под предлогом экоспросвета, потому что эта работа — не гайд, а обращение к общим, основным принципам, по которым вы сможете понять, что перед вами — хорошо выстроенная маркетинговая стратегия или производитель, действительно обеспокоенный экологическими проблемами современности.

Так как же отличить "подделку" от "оригинала"? Есть несколько проверенных способов.

Во-первых, внимательно следите за маркировками и этикетками. Со здоровым скепсисом относитесь к словам bio, organic. Дело в том, что для их использования нужна официальная сертификация, которую не так-то просто получить. Воспринимайте надпись "натуральный" как очевидную уловку, рассчитанную, к тому же, на довольно необразованного покупателя, — подобного термина не существует. Каждый производитель может нарекнуть свой товар "натуральным", исходя из тех оснований, которые ему покажутся достаточными.

Во-вторых, да, это банально, но смотрите состав. За красивой упаковкой могут скрываться отнюдь "не красивые" ингредиенты.

В-третьих, изучайте производителя: как устроена логистика, где находится предприятие, что пишут в отзывах клиенты и сотрудники. Кому-то может показаться, что это ненужная возня, но, поверьте, в целом хватит одной детальной проверки бренда, зато потом вы будете уверены в том товаре, который потребляете, или в той услуге, которой пользуетесь.

В-четвертых, с осторожностью относитесь к чересчур "общим утверждениям". Многие ведутся на подобные: "произведено с использованием исключительно кур зернового откорма". Спойлер: это никак не связано с экологичностью. Или уже упомянутые "био" и "эко" — вы уже поняли, что проверить это нельзя абсолютно никак.

В-пятых, смотрите на доказательность. Нередко производитель указывает долю переработанных материалов или защиту от того урона, который мог бы быть нанесён, если бы процесс производства не был бы "таким экологичным". Всё хорошо, но как это проверить? Подобные данные могут быть просто взяты с головы — никакой ответственности перед нами, обманутыми потребителями.

В-шестых, не забывайте про релевантность. Информация на упаковке может быть правдивой, но совсем неактуальной. К примеру, заявление free from alcohol на упаковке детского питания (кажется, что это абсурд, но на самом деле такое, правда, можно встретить) или "без ГМО" на упаковке соли. Интересно, как можно "генно-модифицировать" соль?.. Вопрос риторический.

В-седьмых, и это, на мой взгляд, особенно интересно, не купитесь на так называемую уловку "меньшее из двух зол". Производитель может акцентировать внимание на характеристике продукта, которая даёт право считать его более экологичным, чем существующие аналоги. Однако при этом вред для окружающей среды может быть очень велик. Пример, ставший хрестоматийным, — спортивные автомобили потребляют меньше бензина, чем обычные.

Обратимся также к некоторым, хоть и расхожим, но тем не менее довольно популярным примерам гринвошинга, которые "обманывают" потребителей, просто желающих заботиться о планете.

  • Банк, где утверждают, что клиенты могут вести свои счета, используя интернет.
  • Магазин, готовый принять пластиковые пакеты обратно, не имея возможности их дальнейшей переработки.
  • Отказ от одноразовых трубочек в пользу крышек с носиком, на который уходит гораздо больше пластика.
  • Заявление всем известного производителя шампуня: "Мы не тестируем сырьё на животных". Хотя его как тестировали, так и тестируют.
  • Производитель сладостей информирует покупателей о якобы экологических картонных коробках, хотя на деле упаковка — не что иное, как композитный материал из картона, алюминия и пластика, не подлежащий переработке.

Эти примеры показывают, что гринвошинг окружает нас всех, хотя мало кто о нём знает. Он использует довольно избитые механизмы для воздействия на наше сознание: благие побуждения помогать природе и планете разбиваются в щепки о совсем неблагие стремления производителей заработать на возрастающей популярности экологичного образа жизни.

Хочется закончить расхожей фразой: будьте бдительны и не дайте себя обмануть!


Источники: 

Автор: Яркина Марина, Журфак МГУ

Тэги: