Химические трейлы, также известные как "химтрейлы" или "химические следы", являются объектом дебатов и спекуляций в обществе. Термин "химтрейлы" относится к полосам или следам, оставляемым самолетами на небе, которые предположительно состоят из химических веществ. Возникают вопросы о происхождении этих следов, их составе, цели и потенциальных последствиях для здоровья и окружающей среды. В данном эссе мы рассмотрим различные точки зрения на эту проблему.
Предполагается, что химтрейлы являются следствием геоинженерных проектов, которые проводятся для изменения климата или управления погодой. Приверженцы этой теории утверждают, что следы содержат опасные химические вещества, такие как алюминий, барий и стронций, которые распыляются в атмосферу с целью создания искусственных облаков или блокировки солнечного излучения. Однако существует мало научных доказательств, которые подтверждают эти утверждения. Большинство наблюдений и исследований, проведённых учёными и организациями, не подтверждают наличие опасных химических веществ в следах на небе.
Критики теории химтрейлов указывают, что самолеты оставляют следы из-за процесса конденсации водяного пара. Когда самолет движется по воздуху, двигатель выделяет выхлопные газы, которые содержат водяной пар. При высоких высотах и низких температурах воздуха, пар быстро охлаждается и конденсируется вокруг микроскопических частиц, таких как карбон или сажа, тоже присутствующие в выхлопных газах. Этот процесс образует маленькие капельки воды или льда, которые видны за самолетом.
Эти конденсационные следы, или конденсационные полосы, обычно имеют вид белых росчерков. Они могут быть наблюдаемы на протяжении некоторого времени, пока атмосферные условия поддерживают их стабильность. Важно отметить, что это является естественным результатом конденсации водяного пара и не содержат опасных или химических веществ.
Следы могут иметь различные формы и размеры, в зависимости от атмосферных условий. Влажность и температура воздуха могут влиять на то, как быстро следы рассеиваются или сохраняются. Кроме того, они могут быть более заметными на ясном небе и менее заметными при облачной погоде.
Важно отметить, что конденсационные полосы не являются уникальными или эксклюзивными для какого-либо определённого летающего аппарата. Это естественный и неизбежный результат работы двигателей и взаимодействия самолетов с атмосферой.
Источники:
- Cairns R, Climates of suspicion: 'Chemtrail' conspiracy narratives and the international politics of geoengineering//Geographical Journal (2016) 182(1) 70-84
- Bueso J. M., Vila M. C., Ález D. P., Aircraft clouds: From chemtrails pseudoscience to the science of contrails//Metode (2018)
- Whiteside M., Herndon J. M., Chemtrails and Covid-19: Two Faces of Evil// Advances in Social Sciences Research Journal (2022)
Автор: Григорьева Василиса, факультет журналистики МГУ