Ход реставрации легендарного "Борта Тюрикова" оценила делегация РГО

Делегация РГО в Новосибирске. Фото: Красноярское краевое отделение РГО

Красноярское краевое отделение Русского географического общества продолжает координировать реставрацию исторического самолёта Дуглас С-47 "Борт Тюрикова" до состояния интерактивного музейного экспоната. На новосибирском аэродроме "Мочище", где восстановительные работы ведут специалисты компании "Геликоптер", побывала делегация РГО. В её состав вошли председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко и соорганизатор экспедиции "Борт Тюрикова. Возвращение", представитель семьи бортрадиста "Дугласа" Алексея Смирнова Дмитрий Скобелев. Они высоко оценили большой объём работ, проведённых реставраторами.

photo_2023-07-05_18-43-15.jpg


"Борт Тюрикова" в процессе реставрации. Фото: Красноярское краевое отделение РГО

— Силовой набор наиболее пострадавшей передней части фюзеляжа уже восстановлен до начальной линии нулевого шпангоута и полностью готов к обшивке. Полностью собраны и готовы к установке основные стойки шасси. Удалось подобрать камеры от современной авиатехники для восстановления колёс исторического самолета. Ведутся работы по предварительному монтажу основных стоек в центроплан. Окончательно окрашен киль, также полностью собран и окрашен стабилизатор хвостового оперения, навешены рули. Покрасочные работы проведены и внутри некоторых помещений фюзеляжа. Значительно продвинулась реставрация радиорубки. Установлен стол радиста и шасси для монтажа радиоаппаратуры. Для реставрации приборной панели пилотов будут изготовлены макеты для тех приборов, которые были полностью утрачены. В результате панель приобретет цельный вид. Отреставрирован санитарный отсек в хвостовой части фюзеляжа, установлен умывальник и бак для воды, полностью покрашены стены, сообщил руководитель комиссии Красноярского краевого отделения РГО по сохранению исторической памяти Александр Матвеев.

photo_2023-07-05_18-43-19.jpg


Восстановленные детали самолёта. Фото: Красноярское краевое отделение РГО

Кроме того, уже закончен и готов к установке стабилизатора технический хвостовой отсек где уже смонтирована стойка хвостового колеса. Сейчас идёт работа по реставрации поверхностей консолей.

photo_2023-07-05_18-43-23.jpg


Реставрация продолжается. Фото: Красноярское краевое отделение РГО

— Работа ведётся в сложных условиях с учётом выявленных при детальном обследовании неисправностей систем, агрегатов и моторов, а также удорожания деталей и возникших трудностей по доставке оригинальных материалов из-за рубежа. Но реставрация не останавливается, и мы рассчитываем получить самолёт в конце 2024 – начале 2025 года. После этого "Борт Тюрикова" вернётся в Красноярск. Планируется, что он будет представлен в качестве интерактивного музейного экспоната в будущем "Музее освоения Севера" на острове Молокова. В течение всего времени мы помогаем в восстановлении «Борта Тюрикова» своим новосибирским коллегам. Большое спасибо компании "РОСНЕФТЬ" и лично Игорю Ивановичу Сечину за финансовую поддержку в реставрации самолёта, отметил председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.

Напомним, ранее была полностью закончена реставрация обоих двигателей и воздушных винтов. Двигатели восстановлены до состояния музейного экспоната, исторически достоверно окрашены, налажены все вспомогательные агрегаты двигателей (стартеры, генераторы, маслонасосы) и даже маркировка производителя. Лопасти воздушных винтов выправлены, собраны и окрашены, восстановлены моторамы двигателей.

afn6mcz2ufk.jpg


Экспедиция по эвакуации "Борта Тюрикова". Фото: Семён Алексеев

Проект "Борт Тюрикова. Возвращение" - это масштабная международная экспедиция Русского географического общества по эвакуации в 2016 – 2017 годах из таймырской тундры уникального самолёта "Дуглас С-47", который во время Великой Отечественной войны был доставлен в СССР из США по программе ленд-лиза "АлСиб". В 1947 году "Дуглас" совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, в 180 километрах севернее поселка Волочанка. Командиру экипажа Максиму Тюрикову удалось спасти всех людей, находившихся на борту. Максим Тюриков и бортрадист Алексей Смирнов отправились на поиски подмоги и трагически погибли, а оставшиеся люди 3 недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера и дождались помощи. В 2018 году проект стал победителем Премии Русского географического общества в номинации "Лучшая экспедиция по России". Премию РГО руководителю экспедиции Игорю Спириденко лично вручил Президент Российской Федерации, Председатель Попечительского совета Русского географического общества В.В. Путин.