Хорошей погоды здесь не бывает: кругосветка РГО уходит всё дальше на юг

Ледяное солнце юга. Фото участников экспедиции

Ледяное солнце юга. Фото участников экспедиции

Хорошей погоды здесь не бывает: кругосветка РГО уходит всё дальше на юг Хорошей погоды здесь не бывает: кругосветка РГО уходит всё дальше на юг

Холодной зимой жителям севера часто хочется отправиться на юг — к теплу и солнцу. Однако южные регионы нашей планеты не всегда так приветливы и ласковы, как нам кажется. Каков самый крайний юг Земли там, где встречаются волны Атлантики и Тихого океана, рассказали читателям сайта РГО участники кругосветной экспедиции Томского отделения Русского географического общества. "Хорошей погоды здесь не бывает", — коротко и предельно ясно описали они переход из Рио-Гранде в аргентинский порт Ушуая.

Ушуая — самый южный город Земли. Здесь по пути в Антарктиду швартуются, чтобы передохнуть, большие океанские суда. В гавани с видом на цепи заснеженных гор бросил якорь и тримаран российских путешественников Станислава Берёзкина и Евгения Ковалевского. Переход на юг Аргентины стал для них серьёзным испытанием.

Спаситель-мотор и помощь бульдозера

Из Рио-Гранде кругосветчики вышли 1 декабря. Перед стартом очередного этапа купили новый мотор — "Ямаха 15" с длинной "ногой". Старый исправно отслужил полтора года в солёной воде, но физический износ забрал примерно 40% мощности и тримаран перестал справляться с сильным встречным ветром. Покупка оправдала себя довольно скоро. Возможно, даже спасла жизнь отважным сибирякам.

Юг Южной Америки — самое напряжённое и опасное для мореплавателей место в этой части океана, да и вообще одно из самых опасных на планете. Идти на мыс Горн, не надеясь устоять против 40, 50 и даже 60 узлов встречного ветра, чрезвычайно опасно, дерзко и глупо, — признался Ковалевский.

Как выйти в море с помощью бульдозера. Фото участников экспедиции

Как выйти в море с помощью бульдозера. Фото участников экспедиции

Трудности начались сразу: выйти в море из Рио-Гранде экспедиции помог бульдозер, который после длительных переговоров прислали местные власти. Тримаран на тросе подтащили к прибойной волне, и экипажу удалось метров на 15 забросить якорь в воду. В песок вогнали кол и привязали к нему корму.

Водитель бульдозера Марсело Алехандро Парун всё сделал профессионально, но из-за долгих переговоров с властями упустили начало прилива. Прибой стал выталкивать судно на берег.

Когда подошла приливная вода, тримаран сильно "метелило". Когда его сорвало с суши, он долго оставался у берега из-за якоря, начал прыгать через волны. Натяжение троса было настолько велико, что мы вдвоём не могли вытащить якорь, а сильный ветер с порывами до 40 узлов гнал тримаран прочь. Невероятными усилиями удалось достать якорь и всё же выбраться в море. Промокли насквозь. Распутали верёвки и легли на курс только днём, — рассказал Ковалевский.

Перед выходом в море в Рио-Гранде. Фото участников экспедиции

Перед выходом в море в Рио-Гранде. Фото участников экспедиции

В сторону Ушуаи пришлось идти под проливным дождём при сильном ветре. Ковалевский и Берёзкин несли вахту по четыре часа, спать приходилось урывками не больше двух часов. Вокруг, словно в дельфинарии, сновали небольшие чёрно-белые дельфины. К утру 2 декабря тримаран приблизился к невысоким скалистым берегам в районе залива Байя-Тетис.

Возле берега на воде много водорослей. Бросаем якорь. Глубина около 10 метров, уходит 30 метров верёвки, чтобы он лёг на дно и зацепился за грунт. Можно отдохнуть, сходить в туалет. Ждём часов до 11–12. Потом идём по приливу вокруг мыса Сан-Диего. Только на этом коротком отрезке на приливе нет встречного течения, — поделился Ковалевский.

Перебежками от залива к заливу

Тримаран сдвинули с места мотором, начали выбирать верёвку. В одиночку оторвать якорь ото дна невозможно — только вдвоём. На это уходит около 20 минут на холоде и ветру, под дождём. Тримаран около часа несёт к мысу Сан-Диего, кругосветчикам удаётся проскочить опасное место за время прилива и повернуть на запад против встречного ветра в сторону канала Бигль. Холодное солнце "свирепого юга" практически не греет.

Западный ветер свирепеет. Порывы достигают 50 и даже 60 узлов. Принимаем решение укрыться в заливе. С трудом заходим в него против встречного ветра. Радуемся тому, что новый мотор справляется, что мы вовремя приобрели его взамен старого, потерявшего мощность. Встаём на якорь. Нас запрашивают по рации ВМФ Аргентины. Отвечаем, кто мы и куда идём. Спрашивают, нужна ли помощь. Просим прогноз погоды. Дают прогноз на сутки. Ветер через сутки должен стихнуть. Вдруг во время очень мощного порыва ветра между мной и Стасом с грохотом падает солнечная панель. Ветром разорвало металл каркаса панели, перебросило через палатку, попутно разорвав её боковую стенку, и с силой вонзило в палубу! Я стоял на этом месте пять секунд назад! Панель пролетела прямо над моей головой и до Стаса не долетела, лишь зацепившись за верёвку. Мы чудом остались живыми и невредимыми. Ангелы с нами, но, похоже, электричества у нас больше нет, — описал ситуацию Ковалевский.

Холод, волны и Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции

Холод, волны и Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции

К вечеру ветер не стихает и стаскивает тримаран вместе с якорем в океан. Но экипаж намерен утром или ночью пройти около 40 миль до следующего залива.

До Ушуаи так и будем пробираться короткими перебежками, — шутит Ковалевский.

Даже отдыхать здесь, на юге, трудно. Холод не даёт покоя, спать приходится в одежде. Но надо набраться сил, поскольку принято решение уйти в ночь.

Начинаем сниматься с якоря. Эта задача опять непростая. Ветер вроде стихает, но иногда вдруг так рванёт, что тримаран подпрыгивает. Пока мы отдыхали, нас снесло вместе с якорем метров на 30–50. Якорь закрепился за грунт, вырвать его будет нелегко. Мы переутомились настолько, что спать пытаемся при первой же возможности. Множество мелких травм на руках и ногах. Да, юг Америки — суровое место для мореплавания, — констатирует руководитель кругосветки.

Станислав Берёзкин и Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции.

Станислав Берёзкин и Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции.

Ветер стихает лишь на утро 3 декабря. Сообщив по рации береговой охране, что всё в порядке, экипаж выводит тримаран из залива. Темно, садится луна, и мореплаватели с тревогой всматриваются во тьму, гадая, что ждёт их в открытом море.

Далее огибаем мыс и выходим в канал Бигль. Идём 32 мили до следующего залива, а до Ушуаи остаётся ещё 120 миль. На выходе из залива нас встречает северный ветер. Обжигает лицо как ледяной огонь. Скорость падает до полутора узлов, но надо идти. Ждать нет никакого смысла. Здесь хорошей погоды не бывает, — отметил Ковалевский.

Курс держать в таких условиях очень тяжело — сбивают встречный ветер и течение. Приходится расходовать просто прорву бензина.

Вдоль берега Южной Америки. Фото участников экспедиции

Вдоль берега Южной Америки. Фото участников экспедиции

Когда до Ушуаи остаётся порядка 80 миль, принимаем решение не ждать у моря погоды, не идти в залив, а идти прямо в порт. Встречный ветер и боковое течение сбивают с курса, но потихоньку движемся. Готовить еду сил ни у Стаса, ни у меня нет, поспать не удаётся — вскоре встречное течение и встречный ветер останавливают тримаран. Продвижение ноль. Мы маневрируем, ищем варианты курса, отклоняемся от первоначального направления и движемся вдоль берега. Скорость едва-едва дотягивает до одного узла, — рассказывает Ковалевский.

И вдруг встречное течение ослабевает, экипажу удаётся выдерживать курс. И всё-таки скорость мала — встречный ветер никуда не делся. А через пару часов налетает шквал, ветер и дождь снова гонят судно назад. Приходится считать, сколько осталось бензина. Оказывается, всего 120 литров, чего при таком движении может не хватить. Дело пахнет экстренной ситуацией.

Нелегальная высадка на спасительный остров и благодарность ВМФ Чили

4 декабря, двигаясь всю ночь против встречного ветра, тримаран дотянул до чилийского острова Пиктон. Он виден слева, но шквал по-прежнему не даёт двигаться вперёд.

Стас пытается галсировать от аргентинского берега до чилийского и обратно. Я на утренней вахте продолжаю. Всё время сильный ветер, частые шквалы. Мы измотались, но есть шанс попасть в бухту. Молимся небесам. На этой бухте наш бензин заканчивается, без помощи не выбраться. На оставшиеся три мили тратим два часа, с трудом продвигаясь против встречного ветра. Сейчас он до 30 узлов. И нельзя, чтобы подул сильнее, — рассказывает Ковалевский.

В полдень тримарану удаётся добраться до желанной бухты на острове. Ветра здесь намного меньше.

Тримаран подходит к чилийскому пограничному посту. Фото участников экспедиции

Тримаран подходит к чилийскому пограничному посту. Фото участников экспедиции

Ищем, где бросить якорь. Вдруг видим на холме дом. Почти сразу по рации нас вызывает чилийская береговая охрана. Судя по всему, здесь пограничный пост. Сообщаем, что нам нужна помощь, заканчивается вода, нет бензина. До Ушуаи дойти не можем, — говорит Ковалевский.

Чилийский пограничник добродушен. Он показывает, где находится якорная стоянка, и приглашает к себе. Россияне отвечают, что немного передохнут, надуют маленькую лодку и подойдут к берегу.

Варим рис, готовим чай. Горячая еда и питьё оживляют нас. Мы измождены и истощены битвой с ветрами, течениями, волнами, холодом. Согреваемся. Жизнь налаживается, — признаётся Ковалевский.

Дежурство на острове Пиктон несёт офицер ВМФ Чили Симон. С ним на посту живёт семья: жена Патриция, две дочери — Наталья 15 лет и шестилетняя Элена.

Кругосветчики РГО и семья офицера ВМФ Чили Симона. Фото участников экспедиции

Кругосветчики РГО и семья офицера ВМФ Чили Симона. Фото участников экспедиции

Оказывается, они прибыли сюда две недели назад работать на два года. Рассказываем про экспедицию, просим помочь водой и бензином, а также сообщить на Большую землю о нас. Симон проводит переговоры с коммандером, объясняет, что у экипажа русского тримарана проблемы, и вечером патрульный катер ВМФ Чили привозит нам 60 литров бензина. Патриция наполняет наши бутылки водой. Планируем назавтра в ночь уйти. Огромное спасибо ВМФ Чили! — рассказывает Ковалевский.

Летний снег и переход в порт Ушуая

Вечером 5 декабря пошёл снег. По словам Симона, у Пиктона всегда штормит, ветер до 60 узлов и жёсткие волны. Для парусных судов это большая проблема. Россияне ждут прогноза погоды, готовят судно и поправляют такелаж.

Готовимся к решающему переходу до Ушуаи как к сражению, ибо океан чем дальше на юг, тем свирепее. Решаем стартовать пораньше, нужно на отливе быть на тримаране, чтобы сталкивать его в воду. Идём к Симону в дом попить кофе и попрощаться с семьёй. Гостеприимные чилийцы угощают на дорогу ужином. В 18:00 отшвартовались, нас провожает Симон и Элена. Выбираем якорь, выходим из бухты. Сразу в лоб задул западный ветер. Курс запад-северо-запад. Канал Бигль. Впереди серые тучи. Там нас ждут шквалы с порывами до 40 узлов, снег с дождём, — рассказывает Ковалевский.

Порт Ушуая, цель достигнута. Фото участников экспедиции

Порт Ушуая, цель достигнута. Фото участников экспедиции

Однако на этот раз океан смилостивился и встретил тримаран кругосветки РГО уже не так сурово. И всё же погода очень холодная даже для местного лета — температура около нуля градусов. Последний рывок до Ушуаи занял 12 часов — 50 миль прошли со средней скоростью в 4,5 узла. Утром отважные россияне достигли порта назначения.

В Ушуае Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин пробудут несколько дней. После отдыха им предстоит визит в чилийский город Пуэрто-Уильямс на острове Наварино. Там нужно получить разрешение на проход к мысу Горн через канал Мюррея, который закрыт для всех судов, кроме военных и рыболовецких.

После урегулирования административных вопросов экипаж начнёт подготовку тримарана к продолжению плавания. В середине декабря кругосветная экспедиция Томского отделения Русского географического общества отправится к мысу Горн.

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.

 

Александр Жирнов