Хождение за три моря Алейшо Белова

Хождение за три моря Алейшо Белова Хождение за три моря Алейшо Белова

Всемирно известный бразильский путешественник Алейшо Белов совершил путешествие по России. Он проехал по Транссибирской магистрали до Тихого океана и таким образом осуществил свою давнюю мечту — показал историческую родину своему сыну. Мы поговорили с 77-летним путешественником о его впечатлениях от маршрута и планах на будущее.

В Центре по предупреждению цунами в Петропавловске-Камчатском. Фото предоставлено А. Беловым

В Центре по предупреждению цунами в Петропавловске-Камчатском. Фото предоставлено А. Беловым

Алейшо, расскажите о своих впечатлениях от поездки в Россию. Оправдались ли Ваши ожидания?

— Поездка была замечательной! Мы пересекли всю страну от Санкт-Петербурга до Владивостока и ещё пять дней провели на Камчатке. Было много интересных встреч, общение с близкими по духу путешественниками, настоящее погружение в реальную жизнь народа, что особенно важно для моего сына: Алексея привлекает знакомство с местными жителями, с укладом их быта и нравами. В России он получил такой уникальный опыт в поездах, причём не фирменных, которыми мы тоже, конечно, воспользовались, а в обычных пассажирских, где не было туристов. 

Очень неожиданным и трогательным для нас был тот тёплый приём, который нам оказали. В Москве мы были покорены гостеприимством компаний Вадима Мамонтова (RussiaDiscovery) и Виталия Езопова (Мастертел и Музей истории телефона), а во Владивостоке нас с размахом и широкой русской душой принимала дружная команда приморских дайверов. Благодаря коллегам мы посмотрели конечный пункт нашей транссиберианы не только с земли, но и с воды, из бухты Золотой Рог и пролива Босфор Восточный. Пользуясь случаем, хочу послать всем нашим друзьям в России привет и ещё раз выразить искреннюю благодарность за радушный приём. 

Фото предоставлено А. Беловым

Фото предоставлено А. Беловым

— Было ли что-то, что Вас особенно впечатлило во время путешествия по России?

— Роскошь и блеск имперского наследия Санкт-Петербурга, достоинство и порядок Москвы, российские просторы, величие озера Байкал, природа Камчатки… Перечислять можно долго! Мне очень хотелось побывать в тайге, однако её мы видели только на расстоянии. Осталась некоторая неудовлетворенность, но и она исчезла после Камчатки. Благодаря нашему другу Александру Герасимовскому и его сыновьям, мы пересекли полуостров по такому бездорожью, каким я никогда в своей жизни ещё не проезжал. А когда в наш палаточный лагерь поутру заявились медведи, план по острым ощущениям был даже перевыполнен.  

В Петропавловске-Камчатском мы побывали в Институте вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, где познакомились с директором Центра по предупреждению цунами Данилой Чебровым. На нашу удачу в момент посещения Центра случилось слабое землетрясение, так что мы увидели ещё и работу специалистов по локализации его очага и оценке вероятности возникновения цунами.

 
Камчатское ралли. Фото предоставлено А. Беловым

Камчатское ралли. Фото предоставлено А. Беловым

— Встретили ли Вы кого-то из ваших прежних русских знакомых?

— Ещё перед нашей поездкой в Россию мы узнали о том, что в июле из Омска будет стартовать кругосветное плавание яхты "Сибирь", посвящённое 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями, и воспользовались возможностью, чтобы встретиться в Омске с руководителем экспедиции капитаном Сергеем Щербаковым. Встреча была короткой и происходила на перроне Омского вокзала во время стоянки поезда, но мы очень хорошо пообщались, обменялись книгами о наших плаваниях, и я пригласил Щербакова с "Сибирью" зайти к нам в Салвадор, хотя изначально они планировали стоянку в Ресифи.

Фото предоставлено А. Беловым

Фото предоставлено А. Беловым

— В декабре 2019 экипаж "Сибири" тоже воспользовался Вашим предложением. Расскажите об этом.

— Да, их прибытие планировалось в середине ноября вместе с яхтой "Ксанаду" из Санкт-Петербурга, однако из-за технических проблем на первом этапе кругосветки омичи выбились из графика. В итоге "Ксанаду" с капитаном Максимом Озерным и ещё одна парусная яхта "Югра" из Нефтеюганска с капитаном Виктором Тюрихиным, также совершавшие плавание в Антарктику, пришли раньше. С экипажами этих яхт я встречался в марине Салвадора и поделился своим опытом хождения в Антарктику.

Что касается "Сибири", то она пришла в Салвадор 5 декабря, и поскольку ей требовался ремонт, то мы на верфи моего предприятия BELOV ENGENHARIA подняли яхту на сушу и обеспечили их всем необходимым для ремонта, который продолжался около двух недель. После рождественского корпоратива, на котором мои омские друзья были почётными гостями, мы проводили их в дальнейшее плавание к Антарктиде с остановкой в Рио.

Фото предоставлено А. Беловым

Фото предоставлено А. Беловым

— Да, к нам в Рио "Сибирь" пришла 26 декабря, и удалось организовать её стоянку в лучшем яхт-клубе города в районе Урка, что было очень удобно для всех желающих, а таковых было много, посетить яхту и пообщаться с экипажем. Нами была также организована для путешественников экскурсия к символу Рио — монументу Христа и встреча с соотечественниками в стенах Русской православной церкви Св. Зинаиды. После сибиряки пошли дальше на юг к берегам Антарктиды. А позже — поучаствовали в парусной экспедиции в честь 75-летия Великой Победы

— Мне было приятно им помочь. Тем более, что у меня для этого всё есть: наша компания не только строит портовые объекты и производит подводные работы, но и имеет судостроительную верфь. За последний год на ней было спущено на воду два специальных судна для обслуживания нефтяных платформ. На этой же верфи 15 лет назад началось строительство учебного парусника "Фратернидаде" ("Братство"), на котором я с учениками совершил два последних кругосветных путешествия и плавал в Антарктику и на Аляску. 

Так что, помочь русским морякам было для меня удовольствием. Вообще, за последний год в моей жизни произошло столько событий, связанных с Россией — не могу также не упомянуть, что я был приглашён в качестве специального гостя на проведение 27 октября Географического диктанта 2019 года в Рио-де-Жанейро, — что я подумал о переводе на русский язык если не всех, то хотя бы части моих книг. Мы начали с двух травелогов, посвящённых моим последним кругосветкам: "Четвёртое кругосветное путешествие на борту учебного парусника "Фратернидаде" и "Аляска, далеко за линией горизонта". Если какое-либо издательство в России заинтересуется их публикацией, я готов предоставить для этого права. Но даже если этого не случится, переводы этих книг, а со временем, возможно, и всех остальных, появятся на сайте, который в ближайшее время мы планируем сделать.

В Москве. Фото предоставлено А. Беловым

В Москве. Фото предоставлено А. Беловым

— Нет ли в планах книги о путешествии по России?

— Я, как всегда, в ходе поездки делал дневниковые записи, но пока не приступил к их обработке. Сейчас меня захватила другая цель.  Дело в том, что, разбирая свой архив для отбора экспонатов в строящийся Музей Алейшо Белова, я случайно обнаружил восемь старых дневников, которые вёл в молодости, обучаясь навигации и хождению под парусом у опытных мореплавателей. И сейчас я пишу новую книгу. Она будет называться "Мои путешествия с другими капитанами". Дать оценку мыслям и мечтам, которыми я тогда жил, с высоты прожитых лет — очень интересно! Эта работа так меня захватила, что я уже написал более 70 тысяч слов. Если бы не пандемия, не знаю, вышла бы такая книга. Но теперь, вынужденно находясь дома, я работаю много и думаю, что скоро её закончу. 

— Вы упомянули о своём музее, расскажите о нём подробнее.

— Музей Алейшо Белова — это проект, которым я более всего увлечён. Он, и связанный с ним Фонд Алейшо Белова, который будет осуществлять руководство музеем, — это третий этап моей жизни мореплавателя. На первом этапе, совершая одиночные кругосветки на яхте "Трейс Мариас", я учился; на втором, построив парусник "Фратернидаде", сам учил молодёжь; а теперь третий этап — это музей и фонд. 

Мне 77 лет, в этом возрасте начинаешь думать о смерти. И вот с высоты прожитых лет я стал размышлять о том, что станет с коллекцией предметов, которые я привозил из путешествий. Страх потерять всё, что было мною собрано и сохранено, мотивировал на создание музея.

Фото предоставлено А. Беловым

Фото предоставлено А. Беловым

— Как технически осуществлялся проект?

— Вообще идею проекта подал мой друг, архитектор Лоуренсо Мюллер. Он решил превратить парусник "Трейс Мариас", на котором я сделал три одиночных кругосветки, в монумент, установив его на какой-нибудь городской площади. 

Он носился с этой идеей, пытался решить вопрос с государственными структурами, но у него ничего не получилось, да и меня такое решение не устраивало. Мы знаем много примеров, когда памятникам, поставленным при одном губернаторе, не уделяется достаточно внимания при его преемнике. Так что моя лодка со временем только разрушалась бы и превратилась в писсуар, как это происходит, к сожалению, со многими памятниками в Бразилии. А поскольку эта идея уже стучала молотком в моей голове, то я подумал, что пришло время поделиться моим наследством с другими людьми, и решил сделать частный музей. В прошлом году, ещё до моего путешествия в Россию, я купил в историческом центре Салвадора особняк для музея площадью около 300 кв. метров, построенный во второй половине 19 века, и ещё один особняк поменьше, для фонда. 

Поскольку центр Салвадора включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, то потребовалось немало времени для решений бюрократических, но сейчас работы по реконструкции здания под музей идут полным ходом. В начале июня был перевезён и установлен внутри здания главный экспонат — парусная яхта "Трейс Мариас". Для проведения этой сложной операции пришлось разобрать часть крыши. 

Сейчас в музее идут строительно-отделочные работы и монтаж систем обеспечения, которые планируется завершить до октября, после чего начнётся оформление экспозиции. Работы очень много и, к сожалению, из-за пандемии я посещаю стройку не чаще одного раза в неделю.

В Красноярске. Фото предоставлено А. Беловым

В Красноярске. Фото предоставлено А. Беловым

— Что ещё посетители встретят в Музее Алейшо Белова?

— Кроме яхты, экспонатами музея станут навигационное оборудование и морские карты, которые я использовал в своих плаваниях, картины, предметы прикладного искусства, раковины и другие предметы, которые я привозил из своих путешествий, различные архивные документы и важнейшие книги моей библиотеки. Музей будет интересен как для просто любопытствующих, так и для тех, кому потребуется специальная информация о мореплавании и путешествиях. В музее можно будет проводить творческие встречи, лекции и семинары. А после знакомства с экспозицией, посетители смогут выпить чашечку кофе или бокал пива в кафетерии при музее. Заранее хочу пригласить всех наших соотечественников, которые в будущем захотят приехать в Бразилию, зайти в Музей Алейшо Белова в Салвадоре, там они будут самыми желанными гостями. 

— Алейшо, большое спасибо за эту беседу. В завершение не могу не спросить, нет ли у Вас планов новых путешествий?

— Сейчас моя главная забота — запуск музея. Хочу оставить всё моё наследство доступным и организованным. Когда это будет сделано и, если позволит здоровье, кто знает, может море позовёт меня снова.

Беседовал Артур Григорян

Рио-де-Жанейро

теги: