Художник Туркестана – Николай Каразин

Художник Туркестана – Николай Каразин Художник Туркестана – Николай Каразин

Он получил золотую саблю с надписью "За храбрость" в сражении на Зерабулагских высотах в Туркестане, был художником-корреспондентом в Сербско-турецкую и Русско-турецкую войну, участвовал в научной экспедиции по поручению Русского географического общества, написал цикл картин в честь открытия Закаскпийской железной дороги, получил награды на географических выставках в Лондоне и Париже. "Каразинский стиль" в конце XIX – начале ХХ века узнавали не только искусствоведы, но и широкая публика. Увы, после революции его надолго забыли.

С кистью и саблей

Изначально Николай Каразин планировал сделать военную карьеру. Он закончил 2-й Московский кадетский корпус, поступил в Казанский драгунский полк и участвовал в усмирении Польского мятежа 1863-64 годов, где получил свою первую награду: орден Святой Анны 4-й степени с надписью "За храбрость". Но в 1865 году молодой офицер решил подать в отставку, чтобы профессионально заняться живописью. Он поступил в Академию художеств, где обучался под руководством известного баталиста Богдана Виллевальде. Через два года начинающий живописец был вынужден покинуть Академию.

"На их курсе была задана тема из Библии: "Посещение Авраама тремя ангелами". Каразин трактовал её реально: нарисовал палатку, трёх странников, сидящих у стола, Сарру прислуживающую и Авраама, беседующего с ними. За такую трактовку темы он получил от жюри следующее замечание, написанное на самом рисунке (он уже издали увидел эту надпись, проходя по выставке к своему рисунку): "Отчего Вы лишили ангелов подобающего им украшения – крыльев?", Каразин немедленно схватил карандаш и написал: "Потому что считал Авраама догадливее академиков и что если бы он увидел ангелов с крыльями, то тотчас же догадался бы, кто они такие". За что и был немедленно в 24 часа исключён из академии. Маленький набросок этой картины долго у нас сохранялся…"

Из воспоминаний художницы Александры Шнейдер

Николай Каразин. Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона, 1813 г. Фото: wikipedia.org

Николай Каразин. Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона, 1813 г. Фото: wikipedia.org

Николай Каразин вернулся в армию и в 1867 году отправился в Туркестан. Позже он признавался в воспоминаниях: "Этот совершенно неизвестный тогда мир и его изучение было постоянной моей мечтой, и вот эта мечта осуществилась". Командуя ротой 5-го Туркестанского линейного батальона, Каразин отличился во многих битвах: при аулах Ухум и Хаят, при штурме Чапан-атинских высот под Самаркандом, под Ургутом и при Кара-Тюбе.

Когда генерал Александр Абрамов поручил ему задержать основные силы бухарцев на Зерабулакских высотах, он уже был штабс-капитаном и руководил полубатальоном. В рукопашной схватке у него сломалась сабля и после сражения, увидевший у него в руках лишь эфес генерал Константин фон Кауфман, сказал: "Вы испортили своё оружие; хорошо, я пришлю вам другое". На следующий же день Каразин получил золотую саблю с надписью "За храбрость".

Николай Каразин. Фото: wikipedia.org

Николай Каразин. Фото: wikipedia.org

В том походе художник познакомился со своим коллегой, Василием Верещагиным, который тоже принимал участие в сражениях и писал картины.

"Верещагин сражался с такой храбростью, с таким презрением к смерти, что возбуждал удивление и восхищение даже в старых вояках. В каком-то фантастическом костюме из когда-то белого холста, в широкополой поярковой шляпе, на манер гарибальдийца, обросший чёрной, как смоль, бородой, с горящими глазами, Верещагин представлял собой фигуру, которую скоро научились бояться при одном её появлении, но в то же время и нападали на неё с особенной яростью".

Из воспоминаний Николая Каразина

Сам Каразин тоже не ограничивался лишь участием в битвах – он постоянно делал рисунки и наброски, запечатлевая окрестные пейзажи, батальные сцены, жанровые сюжеты этнографического характера. Вернувшись в Санкт-Петербург, он начал писать о Туркестане – картины и книги. Его рисунки появились в 1871 году в журналах "Нива" и "Всемирная иллюстрация", первый роман "На далёких окраинах" поглавно выходил в журнале "Дело". "Я в совершенно одинаковой степени люблю как то, так и другое, – писал Каразин о своей литературной и художественной работе, – ни малейшей разницы, ни малейшего предпочтения".

Вскоре он стал известен как один из лучших рисовальщиков в стране, о нём писали в газетах: "В России едва ли найдётся иллюстрированный журнал, который не пользовался бы когда-либо художественными услугами Николая Николаевича Каразина. Для него нет такой темы, которой не мог бы трактовать в рисунке". Успехом пользуются и его повести – "Погоня за наживой", "Двуногий волк", "В камышах", "Голос крови" и др.

Николай Каразин. Набег казаков на поселение туземцев. Фото: wikipedia.org

Николай Каразин. Набег казаков на поселение туземцев. Фото: wikipedia.org

Рисунки и карты

Долго усидеть на месте художник не смог. В 1879 году Русское географическое общество организовало экспедицию в Центральную Азию, чтобы исследовать бассейн Амударьи. Николаю Каразину предложили принять в ней участие, на что он немедленно согласился.

"Аму-Дарья – река легенд и преданий, река, имеющая первостепенное значение для жизни целого обширного края, река, тем не менее, едва намеченная в изысканиях учёных путешественников".

Из воспоминаний Николая Каразина

Научная экспедиция – это не военные действия, однако ж без опасных инцидентов не обошлось. Как-то Каразин со спутниками остановились на завтрак, сплавляясь по реке. С противоположного берега послышались выстрелы – на них напали не подчинявшиеся никому текинцы. "Сквозь чащу камыша в воду прыгали голые по пояс люди, в руках у которых были гуксары – двойные бараньи шкуры, сшитые мешком и надутые воздухом, – вспоминал художник в своих путевых заметках. – С ножами в зубах к лодкам подплывало около двадцати текинцев". Исследователи, вооружённые всего лишь тремя берданками и несколькими револьверами, сумели оказать нападавшим достойное сопротивление, вскоре подоспел и второй каик (лёгкая лодка), и казаки помогли повергнуть противников в бегство.

Акварель Николая Каразина, 1879 год. Фото_wikipedia.org

Акварель Николая Каразина, 1879 год. Фото_wikipedia.org

Опасности пути не помешали с успехом выполнить все задачи экспедиции. В результате появились топографические, географические и геологические карты, охватывающие площадь около трёх тысяч квадратных километров. В Нукусе и Петроалександровке (сейчас это город Турткуль) учёные поставили две метеорологические станции, которые позволили Географическому обществу собрать подробную информацию о климате в окрестностях Амударьи. Участники путешествия привезли множество задокументированных фактов о природе, исторических достопримечательностях, экономике и населении этих мест. Каразин принимал активное участие, фиксируя свои наблюдения не только кистью и карандашом, но и пером. Например, описывая местных бурлаков, он создал удивительно детализированную литературную зарисовку.

"Оборванные, босоногие, в громадных отрёпанных бараньих шапках, они мерно, нога в ногу, тянутся по поросшему камышом берегу... Дорога их тяжёлая и не безопасная. То им приходится пробираться сквозь чащу колючего кустарника, то лепиться по самому краю обрыва, рискуя ежеминутно быть сдёрнутым бечевой в воду, то надо вязнуть по грудь в топком береговом болоте... Принимая во внимание ещё мириады комаров, ядовитых змей, гнездящихся в чаще и под кочками болот, страшные низовые лихорадки – мало найдется людей, которые могли бы позавидовать жизни этих бедняков”.

Из воспоминаний Николая Каразина

Кроме того, художник привёз из экспедиции объёмный альбом с рисунками природы и местного населения. Когда он вернулся в Санкт-Петербург, он не только стал членом ИРГО, но и получил от Общества поддержку при организации выставки этих рисунков. Она делилась на три части: побережье Аральского моря, дельта Амударьи и сцены Хивинского похода. Мероприятие оказалось весьма резонансным, в прессе появилось немало хвалебных отзывов. В 1880 году прошли выставки в Париже и Лондоне – помимо интереса со стороны публики, они принесли Каразину золотые медали и почётные дипломы Парижского и Лондонского географических обществ.

Из альбома акварелей со сценами из

Из альбома акварелей со сценами из "трёхвекового служения сибирских казаков Престолу и России" художника Николая Каразина (1842 — 1908). Фото: wikipedia.org

Картины, книги и альбомы

В 1885 г. Николай Каразин получил звание "почётного вольного общника" от Академии художеств – "за известность и труды на художественном поприще". В том же году он получил и императорский заказ: нужно было написать восемь картин для Военной галереи Зимнего дворца. Чтобы достойно его выполнить, Каразин получил документы для беспрепятственного передвижению по всему Туркестанскому краю и вновь отправился в путь. “Государю Императору благоугодно было в воспоминание целого ряда доблестных подвигов наших туркестанских войск, поручить художнику Н. Н. Каразину (сотруднику нашему) исполнение целого ряда колоссальных картин”, – писал об этом событии еженедельник "Нива".

Помимо зарисовок и этюдов природы, местных жителей и этнографических деталей, характерных для Средней Азии, художник привёз из поездки материал для очередной книги. Его путевой очерк "От Оренбурга до Ташкента" можно с полным правом назвать одним из первых путеводителей. В нём Каразин подробнейшим образом описал, как организовать своё путешествие по Туркестану – в каких останавливаться гостиницах, на каких базарах закупаться и даже как выбирать транспорт.

"Тарантас должен быть крепок, удобочиним во всякой беднейшей кузнице и даже среди дороги, лёгок, устойчив, накатист, много вместим при этом, одним словом – должен отвечать всем условиям дальней дороги. И он в действительности совмещает в себе все эти качества. <…> Но лучше всего найти тарантас подержанный, уже сделавший несколько тысяч вёрст, так сказать, вполне испытанный; подновят, подчистят и кое-что починят в нем второстепенное в несколько часов, много в сутки, но зато вы уже вполне уверены в прочности главного, т. е. хода, осей и дрог, а это очень важно".

Николай Каразин, "От Оренбурга до Ташкента"

Публикацию очерка в журнале "Всемирная иллюстрация" сопровождали 22 рисунка в тексте и семь отдельных листов с иллюстрациями. Для того, чтобы написать картины, заказанные Александром III, понадобилось куда больше времени – целых шесть лет. В результате появилось восемь полотен два на три метра, посвящённых туркестанским сражениям.

Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года. Одна из картин, написанных Каразиным по императорскому заказу.Фото: wikipedia.org

Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года. Одна из картин, написанных Каразиным по императорскому заказу.Фото: wikipedia.org

В том же 1885 году Каразин получил заказ на рисунки для многотомника "Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении". 19 том, посвящённый Средней Азии, был проиллюстрирован им почти полностью. Да и во всех остальных томах встречаются работы художника.

В 1888 году состоялось последнее путешествие Каразина в Среднюю Азию – его пригласили проехаться по Закаспийской железной дороге за несколько месяцев до того, как она официально начала действовать. Ему выделили специальный вагон, переоборудованный под мастерскую, в которой на протяжении всех 1440 километров дороги художник зарисовывал свои впечатления. В результате к 15 мая, когда состоялось официальное открытие дороги, каждый из иностранных гостей, приглашённых на торжество, получил подарочный альбом с акварелями художника. Издавали его за границей – работу поручили парижской фирме Буассонад, потратив на это огромную сумму в 100 тысяч франков. Некоторые из вошедших в альбом рисунков позже также появились во "Всемирной иллюстрации".

Николай Каразин. Дело хорунжего Рытова против казахов Кенесары в 1837 году. Фото: wikipedia.org

Николай Каразин. Дело хорунжего Рытова против казахов Кенесары в 1837 году. Фото: wikipedia.org

Ещё один альбом, который подготовил Николай Каразин, был посвящён традиционному путешествию Николая II в бытность цесаревичем. С октября 1890-го по июнь 1891 года наследник престола объехал Европу, Африку и Азию, причём в его свите был совсем другой художник – Николай Гриценко. Однако литературно-художественный альбом по результатам экспедиции сопровождавший будущего государя князь Эспер Ухтомский поручил именно Каразину. Возможно, участие в подготовке этого редкого библиографического издания, стало одной из причин, почему после революции художника предали забвению. Однако написанные им книги и созданные картины сохранились.

Каразин умер в конце 1908 года. Всю жизнь он следовал принципу, который высказал в одной из собственных книг: "Надо, чтобы славные и добрые дела глубоко врезались в душу современников, передавались такими же глубокими, неизгладимыми чертами в сердца потомства и из поколения в поколение, без напоминающей помощи колоссальных, а всё-таки не вечных монументов, хранили вечную славу о добрых и мудрых своих предшественниках…"

Дела Каразина оставили по себе достаточно глубокий след, чтобы остаться в памяти последующих поколений.

Иллюстрация к проекту московского метрополитена, 1902 год. Фото: wikipedia.org

Иллюстрация к проекту московского метрополитена, 1902 год. Фото: wikipedia.org

Интересные факты

  • Первый проект московского метрополитена возник ещё в 1902 году – его создали инженер Пётр Балинский и специалист по строительству железнодорожных мостов Евгений Кнорре. Иллюстрации к этому проекту "городских железных дорог большой скорости внеуличного движения" выполнил Николай Каразин.
  • Николай Каразин стал первым художником, иллюстрировавшим произведения Фёдора Достоевского. Кроме того, он оформлял книги Александра Пушкина, Николая Гоголя, Льва Толстого, Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Дмитрия Григоровича и др.
  • Первые в России открытки – так называемые "открытые письма" – принадлежали кисти именно Каразина. Их издало общество Святой Екатерины. Современники называли их "милыми акварельками", воспринимая как небольшие картины.
  • В 1900 г. карточная фабрика Императорского Воспитательного Дома выпустила "в ограниченном количестве новые карты, которые можно назвать национальными" – для разных мастей были выбраны представители четырёх национальностей, входивших в состав Российской империи. Пики представляли башкиры или киргизы, бубны – поляки, трефы – малоросы, а черви – великоросы. Рисунки разработал Каразин.
  • Этого художника можно назвать одним из первых русских дизайнеров – он с удовольствием брался за прикладную работу, будь то заказ на меню с виньетками для званого обеда с участием цесаревича или фарфоровая посуда завода братьев Корниловых.
  • О Каразине знали не только образованные слои общества, но и простые люди – вырезанные из журналов "Нивы" или "Всемирной иллюстрации" изображения его рисунков зачастую украшали деревенские избы.
  • Каразин написал 25 томов литературных произведений. Среди них – повести и романы, посвящённые Туркестану, такие как "На далёких окраинах", "Наль" и др. Один из самых крупных романов автора "В пороховом дыму" описывает войну за независимость Сербии. Кроме того, он создал ряд детских произведений, например, сборник "Мои сказки".
  • Детская книга Каразина "С севера на юг. Путевые заметки старого журавля" была не только развлекательным, но и познавательным чтением, из которого дети могли почерпнуть немало полезных знаний о географии. Она рассказывает о путешествии стаи от Осташковских болот на зимовку в Египет и возвращении назад. Книга была написана за 17 лет до того, как появилось знаменитое "Путешествие Нильса с дикими гусями", написанное по тому же принципу.

Ольга Ладыгина

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка