Хунну на территории Тувы

Гуннская кавалерия в атаке. Сайт: warspot.ru

Гуннская кавалерия в атаке. Сайт: warspot.ru

Хунну на территории Тувы Хунну на территории Тувы

Всё это о цивилизации хуннов учёные знают от китайских историков, в частности из книги «Ши цзи», написанной Сымом Цянем.

В китайских источниках сказано, что его основатель и первый шаньюй Модэ (206-174 гг. до н.э.) на севере от своих владений подчинил енисейских кыргызов, кыпчаков, а также динлинов. Под динлинами, видимо, подразумевались племена, «гаогюй» (они же «теле»). В их состав входили и предки уйгуров.

Основное занятие местного населения на территории Тувы в этот период – кочевое скотоводство. Разводили многих домашних животных, однако преобладали овцы и лошади. Как писал Лев Гумилёв, при хунну «каждый имел отдельную полосу земли и перекочевывал с места на место, смотря по приволью в траве и воде».

Подсобным видом хозяйственной деятельности оставалось земледелие. Отдельные племена подтаежной зоны занимались собирательством, охотой, торговали мехами. В домашнем хозяйстве использовался труд рабов. Из местной железной руды в несложных сыродутных горнах выплавлялось железо. Путем его горячей ковки изготавливались орудия труда и оружие. Основным жилищем людей стала юрта. Однако строили и срубные дома.

Создатель государства хунну - шанью Модэ. Источник: wikipedia.org

Создатель государства хунну - шанью Модэ. Источник: wikipedia.org

В начале 70-х гг. I в. до н.э. держава хунну переживала глубокий кризис, вызванный социальными противоречиями и военными неудачами. Этим воспользовались подчиненные хунну племена. По свидетельству китайской летописи «динлины…напали на них с севера, ухуаньцы вступили на землю их с востока, усуньцы с запада».

П. Гайге. «Гунны сражаются с аланами». Иллюстрация с wikipedia.org

П. Гайге. «Гунны сражаются с аланами». Иллюстрация с wikipedia.org

В середине I в до н.э. произошел раскол державы хуннов и население Тувы оказалось в составе северохуннского государства, которое в 93 г. распалось под ударами подвластных им и соседних хунну племен — динлинов, сяньби и других.

После этого гегемония в степи перешла к древнемонгольским племенам сяньби, создавшим свое государство. Их вождь Таншихай возглавил борьбу с хунну, сумел подчинить себе территорию современной Монголии, разгромить три китайских армии. В 157 г. он разбил динлинов. В исторических источниках говорится о том, что «в 411 г. жужани покорили саянских динлинов». В середине VI в. жужаней в свою очередь разгромили тюрки — тугю.

Одежда и вооружение знатного воина-хунну (сюнну). II в. до. н. э. — I в. н. э. Фото wikipedia.org

Одежда и вооружение знатного воина-хунну (сюнну). II в. до. н. э. — I в. н. э. Фото wikipedia.org

Во II-V в. н.э., судя по археологическим источникам этнический и культурный облик местных племен заметным изменениям не подвергался. Вместе с тем они стояли у истоков древней традиционной культуры и в сложении тувинского народа.

Произошёл переход от полукочевого к кочевому образу жизни. Люди стали заниматься овцеводством. Срубные жилища окончательно уступили место легким войлочным юртам. В это время появились основы кочевого быта тувинцев. Шире стала применяться кожаная и деревянная посуда, более удобная и практичная в кочевых условиях, чем глиняная. Многие предметы труда и быта, датируемые этим временем, сходны с современными тувинскими.

Великолепные образцы орнаментального искусства дает керамика. Орнаментом украшались не только сосуды, но и утварь, одежда, оружие. В настоящее время древние мотивы орнамента в Туве с успехом используются при изготовлении ковровых изделий.

Учёные считают, что у хунну всё-таки была письменность, которой могли пользоваться и древние обитатели Тувы. Однако её образцы пока не обнаружены. Из тех же китайских хроник мы узнаем, что перебежчик из Китая, евнух Юе «научил шаньюевых приближенных завести книги, чтобы по числу обложить податью народ, скот и имущество». В сообщении об обмене посольствами между Китаем и древнекамбоджийским царством Фунан, который состоялся в период 245-250 гг., говорится о близком сходстве письменности фунанцев, употреблявших индийский шрифт, с письменностью хунну. Об этом, в частности, пишет архимандрит Русской православной церкви, востоковед, первый русский китаевед Иакинф (Бичурин) (1777-1853 гг..).

В мировоззрении племен Тувы господствовала вера в духов и олицетворение сил природы. В это время получают распространение культ предков и шаманство, которые, по мнению некоторых исследователей, затем пришли в Сибирь из Китая.

Империя Гуннов. Источник: wikipedia.org

Империя Гуннов. Источник: wikipedia.org

Многое, конечно, сохранилось и сейчас. Думаю, что хунну были поклонниками неба, воды, земли, и тенгрианство, шаманизм наверняка был распространён, - рассуждает старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН, кандидат исторических наук Марина Килуновская. - Но культовых площадок или особых захоронений, которые можно соотнести с какими-то религиозными культами, мы не находили. Это дело будущего. Необходимо продолжать исследовать регион.

Аттила. Фрагмент фрески Эжена Делакруа (ок. 1840 года). Источник: wikipedia.org

Аттила. Фрагмент фрески Эжена Делакруа (ок. 1840 года). Источник: wikipedia.org

И всё-таки, по словам учёных, несмотря на упоминания в хрониках и находки предметов материальной культуры, хунну остаётся одним из самых загадочных кочевых народов.

Язык их неизвестен, мы даже не можем сказать, были они монголами или тюрками. Это загадка, - говорит Килуновская. До сих пор гадают даже о том, что гнало хуннов на запад континента.  – В I веке нашей эры началось Великое переселение народов. Они стали передвигаться на Запад, дошли до Хунгарии, ныне Венгрии. Хуннов переименовали в «гуннов», которые затем дошли до Рима. Добравшись туда, они растворились там среди других народов.