Игрушки — это неотъемлемый элемент жизни каждого человека, вне зависимости от его пола, расы и социального происхождения. У каждого человека была (или есть) любимая игрушка, при воспоминаниях о которой он может вернуться в детство, вновь проиграть свои самые яркие воспоминания о взрослении.
В древние века дети были вынуждены помогать родителям — по дому или в полях. Несмотря на размытые грани между понятиями «ребёнок» и «взрослый» и уравнивание их в вопросах закона, у детей всё равно были свои игрушки и в их жизнях был элемент игры. У египетских детей были свои куклы, они также как и многие, играли «в солдатиков». Мальчикам и девочкам из Древней Греции был не чужд интерес к играм в мяч, которые в то время изготавливались из свиного мочевого пузыря. Кстати говоря, раньше из свиного мочевого пузыря делали очень многие предметы быта, например, мячи для регби, маски для театральных выступлений в Китае, также в них хранили масляные краски; помимо всего прочего, какое-то время из них делали воздушные шары. Возвращаясь к играм, то дети Древнего Рима увлекались деревянными игрушками и игрой в «бабки». В 16 веке дети всеё ещё играли с деревянными куклами, которые называли варфоломеевскими (имя произошло от Варфоломеевской ярмарке в Лондоне, на которой продавались эти самые игрушки).
С психологической и социальной точки зрения, игрушки, помимо развлекательной функции, удовлетворяют потребность в самоадаптации и помогают детям расти. Согласно исследованиям, дети проявляют интерес к неживым предметам, находящимся вокруг, уже в возрасте 3 или 4 месяцев. Через вещи дети узнают, что им можно, а что нельзя, узнают, как оперировать и существовать в мире, социализируются.
Ранее было упомянуто, что в прошлом игрушки традиционно создавались из «естественных» предметов — например, из веревок, попавшихся под руку деревянных элементов, ткани. Игрушки служили временным развлечением для ребёнка — их предназначением было отслужить свой век и, как правило, «уйти на покой», а натуральный состав не позволял игрушкам жить вечно. Со временем, как и многие вещи современности, игрушки стали нечто большим, чем развлечением одного ребёнка. Они стали частью большой массовой индустрии, которая требует конвейерного и машинного производства. По большему счёту, этому поспособствовала индустриальная революция 18 века — игрушки стали дешевле, соответственно, доступнее. Массовое производство привело к серьёзным экологическим последствиям, а также какое- то время вредило даже самим детям.
На данный момент индустрия игрушек использует около 40 тонн пластика на каждый миллион дохода. В 2014 году Программа ООН по окружающей среде (UNEP) опубликовала ежегодный отчёт, в котором назвала индустрию игрушек «самой пластикоёмкой отраслью в мире» — около 90% игрушек. Большинство игрушек, сделанных из пластика - не биоразлагаемы. Из-за изменения состава игрушек — с дерева на пластик — игрушки стали жить дольше, соответственно, они наиболее вероятно становятся источником загрязнения экосистем Земли. Во Франции порядка 40 миллионов игрушек выбрасывают ежегодно — они все оказываются на свалках. Игрушкам в «мусорных горах» отведено около 6 % от общего числа утилизированных товаров.
Перед обществом и глобальными организациями встал вопрос — как улучшить текущую ситуацию, и возможно ли это? Возможно, но процесс очень медлителен. Во многом это объясняется не невозможностью переработки игрушек, а отказом переходить на экологические методы производства и утилизации — это слишком затратно. Лишь немногие корпорации идут навстречу требованиям к уменьшению производства пластика. В 2013 году группа зарубежных учёных опубликовала результаты эксперимента, который провели с целью продемонстрировать как дизайн игрушки способен стимулировать интерес к осознанному потреблению среди детей. Им дали задание в процессе игры создать собственный макет игрушки, и предоставили набор составляющих: например, тетрапак для молока, картон. Среди прочего, там были и биоразлагаемые предметы. Согласно результатам исследования, детям понравилось играть; один из них ответил, что ему «понравилось играть, потому что [он] использовал биоразлагаемые материалы».
Помимо довольно удивительного интереса к ответственному потреблению со стороны самих детей, многие призывают и взрослых к покупке эко-френдли игрушек. В их состав могут входить пищевой силикон, древесина, бамбук, бумага, картон и др. — можно сказать, что таким образом потребителей просят вернуться к «традиционным» методам производства игрушек. Помимо упрощённого разложения после утилизации игрушек, это также делает их безопасными для самих детей. Многие обращают внимание на то, что пластиковые игрушки могут содержать более 40% флалата, который, в частности, негативно влияет на репродуктивную систему: понижает фертильность, приводит к выкидышам, врожденным дефектам и т.д..
Конечно, остаётся за каждым, кто, что покупает своему ребёнку. В конечном счёте, каждый будет ответственен только перед самим собой. Но, если каждый берёт в расчёт только свою личную ответственность, то кто же задумается о коллективной? Ведь только благодаря общественной силе мы способны что-то изменить.
Источники:
- Tomasello M. The cultural ecology of young children’s interactions with objects and artifacts // Ecological approaches to cognition: Essays in honor of Ulric Neisser. – 1999. – С. 153-170.
- Environmental Impact of Toys
- Most materials are recyclable, so why can’t children’s toys be sustainable?
- Plastic Toys Have a Greater Impact on the Environment and Human Health Than We Thought
- Why Eco- friendly Toys Make A Difference
- Lambert T. A brief history of toys // A World History encyclopedia. – 2009. – Т. 1.
- Barreto M. et al. Playing for the planet: designing toys that foster sustainable values // Proceedings of the 31st European Conference on Cognitive Ergonomics. – 2013. – С. 1-6.
- LANDFILLS: WE'RE RUNNING OUT OF SPACE
Автор: Панова Мария, факультет журналистики МГУ