Инкерманский маяк: особо важное задание

Инкерманский маяк. Фото: Ю.Югансон

Сегодня мы расскажем о маяке, выполняющим особо важную задачу для судоходства в Севастополе. Имя этому маяку – Инкерманский створный Задний. Расположен он на возвышенности за оконечностью Севастопольской бухты и входит в состав Инкерманского створа.

dji_0513.jpg


Инкерманский маяк. Фото: Ю.Югансон

Уже больше 200 лет все корабли и суда, идущие в Севастополь, выходят сначала на Херсонесский маяк, но чтобы зайти в Севастопольскую бухту, они должны выйти на Инкерманский створ. Это Инкерманские створные маяки Передний и Задний. Белые башни маяков расположены на городских возвышенностях на удалении около 3 км друг от друга. Чтобы войти в бухту днём нужно совместить их в одну линию, а ночью маяки светят непрерывным светом (Передний красным, Задний – белым) и для безопасного захода надо расположить белый огонь над красным.

yug_2212.jpg


Инкерманский маяк. Фото: Ю.Югансон

Задний маяк впервые был установлен на скале в Инкермане в 1821 году по приказу командующего флотом адмирала Алексея Самуиловича Грейга. Во время Первой обороны Севастополя (1854-55 гг.) в целях маскировки огни при подходе вражеских кораблей гасили. 5 декабря 1853 г. вышел приказ №1286 командира Севастопольского порта, обязывающий «...смотрителей маяков Херсонесского и створных в случае ночного сигнала общей тревоги потушить огни…». В результате боёв маяки были серьёзно повреждены и возобновили свою работу только 1 июля 1859 года.

yug_2210.jpg


Вид на Инкерман. Фото: Ю.Югансон

С началом Великой Отечественной войны маяки вновь пришлось погасить. Но обеспечивать работу Черноморского флота было по-прежнему необходимо. Штатное навигационное оборудование перевели на специальный режим горения огней. У них были свой характер и цвет, а также особая схема управления. Маяки постоянно подвергались обстрелам и налётам вражеской авиации. Башня Инкерманского Заднего маяка была разрушена, но безопасную проводку кораблей по-прежнему необходимо было обеспечивать. Для выполнения этой задачи были созданы специальные манипуляторные отряды (мобильные подразделения гидрографической службы), которые вместе с маячниками обеспечивали вход в бухту кораблей ЧФ при помощи специальных прожекторов. К сожалению, во время налёта вражеской авиации 26 июня 1942 г. немецкая бомба попала в убежище, где находились маячники Павлов и Иващенко, их семьи и матросы манипуляторного отряда. Погибли все.

yug_2215.jpg


Инкерманский маяк. Фото: Ю.Югансон

Уже в первые дни после освобождения Севастополя в мае 1944 года на развалинах маяков были установлены передвижные прожекторные установки и началось восстановление башен. В ноябре 1946 года башня Инкерманского створного Заднего маяка была полностью отстроена. Были построены жилые и служебные помещения и Инкерманский створ возобновил свою работу.

yug_2216.jpg


Инкерманский маяк. Фото: Ю.Югансон

Сегодня, как и 200 лет назад, алмазно-белый огонь этого маяка продолжает указывать путь морякам, идущим в Севастопольскую бухту. Видимость непрерывного белого огня – 18 морских миль. Яркий свет обеспечивает небольшая лампа с рефлектором. Часто этот маяк называют самым высоким на территории России, но это не совсем верно. Высота непосредственно башни с фонарём немногим более 11 метров, но вот высота огня над уровнем моря – 196 метров и это, действительно, самый высокий огонь!

yug_2206.jpg


Инкерманский маяк. Фото: Ю.Югансон