head-bg-picture

Институт регионального консалтинга изучает транспортную систему Сибири и Дальнего Востока

Фото: Полина Вологдина

Фото: Полина Вологдина

Институт регионального консалтинга изучает транспортную систему Сибири и Дальнего Востока Институт регионального консалтинга изучает транспортную систему Сибири и Дальнего Востока

Завершился трехлетний проект Русского географического общества (грант РФФИ-РГО № 17-05-41168 РГО_а "Зональная мультимодальная транспортная система как основа новой комплексной схемы размещения и развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока"). Проект выполнен АНО "Институт регионального консалтинга" (г. Москва).

В условиях Сибири и Дальнего Востока с редкой сетью поселений транспортные системы приобретают особую функцию "окна во внешний мир", от функционирования которого буквально зависит благополучие местных сообществ. Обеспечение транспортной доступности в условиях Сибири и Дальнего Востока – сложная система взаимно "пригнанных" элементов, включающих не только собственно транспортные пути, но и организацию перевозок, систему обеспечения безопасности и информирования, и даже социальные навыки и повседневные практики местного населения.

Результаты работы заставляют по-новому взглянуть на проблему обеспечения транспортной доступности удалённых районов страны. Проведение крупных магистралей и организация глобальных транспортных коридоров обязательно должны быть дополнены работой низовых, локальных транспортных систем, включающих многоуровневую организацию и взаимную подгонку разных видов транспорта, перевозки разных классов (дальние, региональные и местные). Именно комплексный подход был главным отличием проекта от классических исследований географии или экономики транспорта как отрасли народного хозяйства, проводившихся ранее и предпринимаемых до настоящего времени "узкими" профильными специалистами. Но только такой комплексный подход, только дополнение глобальных транспортных коридоров сетью "капилляров" местных связей позволяет выстроить действительно эффективную систему обеспечения транспортной доступности территории Сибири и Дальнего Востока.

Здесь важно всё. Взаимное сочетание, дополняемость разных транспортных средств, когда упрощение доступа, допустим, к авиаперевозкам или строительство нового зимника компенсирует отсутствие круглогодичной транспортной сети; возможность оперативного включения резервных транспортных средств (например, водных видов транспорта на воздушной подушке в сезон распутицы). Взаимопонимание между руководством ресурсных корпораций и местной администрацией, благодаря которому становится возможной эксплуатация местными жителями ведомственных зимников. Система быстрого реагирования дорожных служб и служб безопасности на погодные условия, оперативное регулирование доступа на трассы во время неблагоприятных погодных условий, организация транспортных колонн и рейсов вездеходного транспорта, состыкованных, например, с графиками авиационных вылетов. "Расширение" функций отдельных транспортных средств за счёт сочетания грузовых и пассажирских перевозок в один рейс. Компенсация низкого качества дорог многофункциональностью водителей (способных к самостоятельному ремонту на трассе). Все названные аспекты изучены в ходе полевых исследований в районах с разными типами транспортных систем.

Всего выделено три основных типа локальных транспортных систем:

1) транспортные системы районов альтернативного транспорта;

2) транспортные системы районов безальтернативного транспорта;

3) транспортные системы районов бездорожья (районов с отсутствием наземных транспортных путей круглогодичного использования).

Особое внимание уделено наименее изученным, и при этом наиболее сложным транспортным системам, развивающимся в условиях безальтернативного транспорта и бездорожья. В 2019 году проведены экспедиционные исследования в такие районы: в город Певек, на Сахалин и Камчатку; были проведены интервью также с сотрудниками производственных объектов на Чукотке, обслуживаемых вахтовым методом. Полученные данные легли в основу моделей локальных транспортных систем разных типов, позволяющих прогнозировать "узкие места" и перспективы развития местного транспорта.

По итогам проекта подготовлен текст монографии по транспортной системе Сибири и Дальнего Востока, с детальным описанием локальных транспортных систем разного типа, а также рекомендациями по повышению эффективности работы локальных транспортных систем разных типов.

Проекту посвящены, помимо монографии и статей в рецензируемых научных журналах, научно-популярные публикации в электронных СМИ:

руководители проекта А.Н.Пилясов, Н.Ю. Замятина

теги:
Материалы по теме
Все
Фотогалерея
Новости
Видеогалерея
Статьи и репортажи
29 октября 2025
Лагерь проекта РГО «Природа БЕЗопасности» завершил работу в Крыму
Активисты из разных регионов России прошли профессиональную подготовку
Подробнее
26 сентября 2025
РГО сообщает о начале грантового конкурса 2026 года
Подать заявку можно с 27 сентября по 1 ноября
Подробнее
14 января 2022
Настольная книга "трёхмерных" людей
Подробнее
16 августа 2021
Снежный барс - таинственный и уязвимый
В Саяно-Шушенском заповеднике продолжаются работы по проекту «Снежный барс – таинственный и уязвимый». Мероприятия в рамках проекта реализуются при грантовой поддержке Русского географического общества. Цель проекта – сохранение и изучение популяции снежного барса на территории Саяно-Шушенского биосферного заповедника – северной границы российского и мирового ареала барса.
Подробнее
17 февраля 2021
В Республике Алтай стартовал учёт снежного барса
Учёт проходит в нацпарке "Сайлюгемский" при грантовой поддержке РГО
Подробнее
22 сентября 2020
На Новой Земле завершён первый этап съёмок фильма "Медвежий угол"
Съемки продолжаться весной 2021 года на Земле Франца-Иосифа
Подробнее
04 августа 2020
На Северо-Западе России стартовала экспедиция по изучению современной этнокультурной инфраструктуры вепсов
Проект осуществляется при грантовой поддержке РГО
Подробнее
29 июня 2020
Состоялась презентация web-портала "Западный фасад России"
На портале можно будет сформировать индивидуальный маршрут на свой вкус
Подробнее
Показать еще Загрузка