Интервью с И.В. Пантюшовым о высокой роли альма-матер в жизни человека

На сайте Федерального центра содействия и адаптации выпускников ПГУ опубликовано расширенное интервью с председателем Пензенского областного отделения Русского географического общества Игорем Пантюшовым о высокой роли альма-матер и наставничества в жизни человека.

Было ли для вас предложение вступить в Ассоциацию выпускников Пензенского государственного университета неожиданным, или все же ПГУ для вас до сих пор альма-матер?

- Предложение вступить в Ассоциацию выпускников было приятным событием. ПГУ до сих пор является для меня родным вузом, и я никогда не терял с ним связь.

Когда вы выбирали, кем стать и где учиться, что было во главе угла? Какие факторы и события определили выбор?

- Учась в школе, как и многие другие мальчишки того времени, я был буквально помешан на радиоэлектронике: мы мастерили усилители, акустические системы, эквалайзеры, цветомузыку, различные устройства. Всему этому успешно нашлось применение на школьных дискотеках в 80-х. Также, мы зачитывались популярными в то время журналами «Радио», «Моделист - конструктор» и «Техника молодёжи», где публиковались передовые и смелые идеи советских изобретателей, которые для нас были кумирами. Поэтому выбор профессии стал обоснованным. Одновременно я занимался боевыми единоборствами – карате-до, что также помогло в жизни...

Выпуск 1995 года был на сто процентов призван в армию, выпускников – связистов брали на офицерские должности, что также послужило мне толчком для выбора моего будущего рода деятельности. По завершении службы в Екатеринбурге на должности старшего инженера по средствам связи дивизии я в «нулевые» стал создателем различных структур в сфере безопасности. География деятельности расширилась, также внедрены новые прогрессивные направления: аудит безопасности и оценка рисков. Именно активное взаимодействие с различными специалистами и экспертами по всей стране, особенно полярниками, географами, экологами (среди них по праву были великие исследователи) и позволило мне стать одним из воссоздателей Пензенского областного отделения Русского географического общества. Я ровнялся и до сих пор ровняюсь на этих выдающихся людей. Таким образом, за 10 лет я стал еще и географом, если не считать полученного мною юридического образования. Сейчас во мне дух исследователя, участника экспедиций … И это все благодаря моей альма-матер.

На ваш сторонний взгляд, ПГУ образца вашего студенчества и ВУЗ сегодня. Есть перемены?

- Перемен много: я как специалист в области безопасности сразу обратил внимание на каменный забор, турникеты, охранников и КПП… Это правильно, конечно, в духе времени. Раньше такого не было, видимо люди были другие. Но куда деваться, требования есть требования. Много, смотрю открыто новых специальностей, институтов, кафедр, много что и переименовано. Жалко только, что географический факультет уменьшен до уровня кафедры… А так, прогресс налицо: красивые отремонтированные и утепленные корпуса, спортзал, стадион, актовый зал, а также есть и новые строения, красивая привузовская территория – много чего интересного можно увидеть в стенах ПГУ.Но особо интересна в вузе сейчас студенческая жизнь. Она яркая и насыщенная, полна событий и встреч, она спортивная и творческая – это я вам даю четкую оценку со стороны студента лихих 90-х ─ годов гибели СССР, когда все это на наших глазах приходило в упадок (кроме, конечно, советской науки, которую буквально вытягивали, спасали от гибели ученые вуза). Видимо, по всей стране в то время было так:  уснули в одной стране, а проснулись в другой.

Помните, «от сессии до сессии».... Какие моменты студенческой жизни вспоминаете чаще всего?

- Яркие моменты студенческой жизни вспоминаю достаточно часто, время было трудное, но интересное. Особенно колхоз на первом и втором курсах института (ранее ПГУ назывался ППИ (Пензенский политехнический институт)). Нас, радистов, направили на первом курсе в село Миткирей Бековского района сразу после зачисления в вуз. Современные школы выживания отдыхают по сравнению с тем, что мы студенты первокурсники прошли осенью 1990-го. Привезли в полуживой колхоз и  выбросили нас у двухэтажного полуразвалившегося каменного строения, практически без крыши и с пустыми проемами для окон. Много среди нас ребят было из деревни, которым такие трудности нипочем: проемы для окон закрыли ветошью и матрасами, натаскали дров и угля из близлежащих посадок (благо, что в помещении была печка-галанка) и стало блаженно тепло. Утром прибыл за нами бригадир, и мы выехали в кузове ГАЗика на работу в поле. Наша задача, как нам показалась, была на первый взгляд смешной: мы ходили по огромному убранному полю со спичками и поджигали остатки соломы. И таких «поджигательных» выездов было много. Далее была и уборка сахарной свеклы, картофеля, но мы всегда просились в «поджигатели». А вечером каждый день были дискотеки, не те, что сейчас в клубах, а в галошах и сапогах (там по-другому в то время не пройти по осенним залитым дождем канавам в селе). Но мы на это не обращали внимания – молодость, романтика. После колхоза нам даже какие-то деньги заплатили… Конечно, много воспоминаний и о сдаче первых зачетов и экзаменов, обучении на военной кафедре, участии в спортивных эстафетах, субботниках. Но это все на первом и втором курсах, а далее, в связи с распадом СССР, вся идеология рухнула, и многие студенты старались совмещать учебу с первыми задатками бизнесменов (торговали, ездили челноками, подрабатывали менеджерами) и, как правило, подобное совмещение ничего хорошего не приносило. В результате много молодых людей покинуло вуз, особенно студенты из вновь созданных стран СНГ, наших бывших республик. Они уехали к себе домой на уже независимую  родину.

Мы завершили обучение в вузе и получили специальности в том числе и благодаря тому, что наши преподаватели остались верны своей профессии, явились нам примером во всем. С особой теплотой и благодарностью за подаренные теоретические и практические знания, навыки, эмоции и деятельное участие я вспоминаю преподавателей и персонал кафедры «Радиотехника», многие из которых завершили профессиональную деятельность и находятся на заслуженном отдыхе, или уже ушли от нас навсегда.

Касаемо современной молодежи. Какая она, на ваш взгляд?

- По роду деятельности, которая сейчас в Русском географическом обществе, занятия с молодежью – это основное направление. У нас создан Молодёжный клуб РГО на базе кафедры «География», а также экологическое движение «Зеленая волна», которое 5 лет было молодёжным. Сейчас движение насчитывает 4000 человек по всей области. И тут напрашивается сам ответ на Ваш вопрос: современная молодёжь более грамотная, просвещённая, целеустремленная, уверенная в себе и умеет ставить цели. Но важно, что она  веселая, интересная, дружная, позитивная и счастливая. Мы стараемся молодым людям всегда подставить плечо дружбы и поддержки; и все проекты, мероприятия, которые мы реализуем, ─ они для молодёжи.

- Институт наставничества  актуален в современной жизни?

Сейчас, с высоты прожитых лет, порой,  мысленно критикуешь себя за то, что не прислушивался к некоторым советам своих преподавателей - мудрых и одаренных людей, людей науки. Однако, повторюсь, что именно взаимодействие, общение с такими людьми и определило мою судьбу. Нам в жизни важен позитивный пример, идеал для личностного роста. Наставник важен на любом этапе жизни человека.

- Как смотрите на принцип «где родился, там и пригодился». Имею в виду и внутрироссийскую трудовую миграцию, и, конечно, «утечку мозгов» за рубеж.

Марк Твен сказал: «Коли вы дельный человек – сидите дома и с помощью прилежания и настойчивости добивайтесь своего; а бездельник – так уезжайте, и тогда волей-неволей вам придется работать». Нужно уметь расставлять приоритеты, поскольку миграция – это в основном  погоня за улучшением своего благосостояния, реализация собственных амбиций. Безусловно, это дело каждого. Однако, гипотетически представим, что уедем все… Кто тогда останется на родной земле? Настоящая русская интеллигенция никогда не спасалась бегством (за исключением угрозы уничтожения после 1917 года), а старалась участвовать в жизни Родины и произвести позитивные  изменения, улучшения. И таких примеров масса. В конце концов, здесь наши родители, здесь могилы наших предков, и каждый должен задать себе вопрос, а что я сделал такого, чтобы моя малая родина была лучше? Да, у нас много несовершенства, но нужно уметь видеть в жизни лучшее, а лучшее – это ваше стремление сделать нашу жизнь более совершеннее, чтобы мы могли гордиться своей малой родиной. Может быть, я в этом плане идеалист, но это мой выбор и он осознанный.

- Какой совет вы могли бы дать студентам и выпускникам о том, как найти свое место в жизни?

По выбору деятельности, профессии можно ответить словами Конфуция: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Знайте, что работа ради работы не принесет вам счастья. А как выбрать работу по душе ─ это вопрос не простой. Кто-то сразу знает, что ему нужно, а кто-то методом проб и ошибок познает это всю свою жизнь ─  тут однозначно не скажешь. Слушайте свое сердце ─ и у вас все получится. Поступайте по совести и будьте усердными, не бойтесь брать на себя ответственность, но всегда выполняйте все свои обещания и обязательства – в этом залог успеха.

Подробное интервью.