Исследования РГО помогут определить маршрут железнодорожной линии между ЯНАО и Красноярским краем

Фото: Георгий Головин
Фото: Георгий Головин

16 марта начался первый этап второго полевого сезона Географической экспедиции РГО "Трансполярная магистраль". Он продлится до 5 апреля и пройдёт по территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края. Участники экспедиции проведут исследования, результаты которых лягут в основу определения целесообразности прокладки новой железнодорожной линии по территории ЯНАО и Красноярского края.

Экспедиционная группа РГО, включающая представителей Российского университета транспорта (МИИТ) и Военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, двигается по маршруту возможного прохождения новой железнодорожной линии Коротчаево – Игарка – Норильск. На 19 контрольных точках перспективного маршрута будут проведены работы по снятию показаний с приборов учёта постов геотермического мониторинга (ПГТМ), установленных осенью прошлого года в ходе первого полевого сезона экспедиции. Кроме того, участники проекта установят несколько новых ПГТМ и отберут образцы грунтов для лабораторного изучения.

Так, 17 марта экспедиция выдвинулась из Нового Уренгоя и с 18–19 марта провела работы в селе Красноселькуп, где установила новый ПГТМ. Теперь температура грунтов будет постоянно измеряться и в самой южной точке возможного прохождения возможного маршрута железнодорожной линии. Из Красноселькупа участники экспедиции на снегоходной технике направились в район нежилого посёлка Янов Стан, где в ближайшие дни будут снимать показания с двух ранее установленных в районе приборов учёта. На этом труднодоступном участке маршрута и далее экспедиционную группу сопровождают местные проводники и профессиональный спасатель из службы "Ямалспас".

dji_0029.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Анализ получаемых с приборов учёта ПГТМ данных поможет учёным сформировать рекомендации о возможных маршрутах прокладки железнодорожной линии Коротчаево – Игарка – Норильск и принципах её сооружения на различных типах грунтов. Такие рекомендации, в свою очередь, будут востребованы в процессе обоснования целесообразности строительства линии для освоения природно-сырьевых ресурсов и улучшения транспортной доступности арктических регионов страны.

6686c661-8b88-44b2-afc7-1d5e93ef0d6c.jpg

Фото предоставлено участниками экспедиции
Фото предоставлено участниками экспедиции

Напомним, что в ходе первого полевого сезона экспедиции исследователи РГО определили и нанесли на электронную карту маршруты возможного пролегания трассы, координаты наиболее значимых объектов маршрутов, установили места возможных переходов через естественные препятствия, оценили состояние обнаруженных участков насыпи и инженерных сооружений железнодорожной линии, строившейся в середине ХХ века. Были проведены исследования физико-механических и температурных параметров грунтов: в 19 контрольных точках маршрута были установлены посты геотермического мониторинга. Специалисты также отобрали образцы грунтов для лабораторного анализа, обследовали ближайшие к контрольным точкам пункты государственной геодезической сети, провели фото- и видеосъёмку местности в районах экспедиционных работ.

Строительство железной дороги на участке Коротчаево – Игарка – Норильск началось в 1949 году. По плану железнодорожное полотно должно было пересечь реки Пур, Таз, Турухан и Енисей, подняться на север до Игарки и оттуда до Норильска. Необходимость дороги объяснялась экономическими и стратегическими предпосылками: создание транспортного коридора должно было облегчить освоение северных территорий, богатых полезными ископаемыми. Строительство трассы осуществлялось силами заключённых под руководством Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) СССР и на этом участке получило название "Строительство № 503". После смерти Иосифа Сталина в 1953 году строительство остановили, а построенные участки железной дороги забросили.