Рабочая группа проекта «По следам империи Мальцовых» прошла по маршруту «Западный участок бывшей Сельцовской лесовозной ветви».
Лесовозная ветвь начиналась от станции Волынь (теперь не существует) в 4.7 км к северо-востоку от пос. Ивот. Далее направлялась на запад, пересекала р. Ветьма севернее современной д. Сельцо Дятьковского района, а за рекой уходила на северо-запад к долине Десны, на южной границе современного Рогнединского района (Схема 1).
Западная часть ветви проходит по болотистому водоразделу между р. Десна и её левым притоком – р. Ветьма. Здесь абсолютная высота местности (Брянско-Жиздринской равнины) около 200 м – почти возвышенность! Однако из-за плоского рельефа и удалённости от крупных рек талая и дождевая вода уходит медленно. Именно поэтому в ландшафтах значительную долю площади занимают болота и сырые леса (схема 2)
Краеведы и туристы редко бывают в этих глухих, труднодоступных местах. Таковыми они были до середины половины XIX века. В 60-70е гг. XIX века (время Мальцовых) начинается активное хозяйственное освоение этих мест, которое продолжалось почти век. Площадь лесов сильно уменьшилась. Сравнительно сухие участки были распаханы; сохранялись лишь болота и заболоченные леса. Обширный массив лесов между Десной, Ветьмой и Болвой «съедался» и по краям – со стороны лучше освоенных мест, и от центра (с 1912 года) – с постройкой лесовозной ветви. Теперь о старых лесах напоминают только чудом сохранившиеся огромные деревья ольхи и осины. Активное освоение местности вдоль ветви продолжалось до 2ой половины ХХ века,
Читатели, которые знакомились с нашем репортажем о Знеберской дороге знают, что её трасса (бывшая насыпь) и теперь активно используется для вывоза леса. На Сельцовской ветви ситуация иная – трасса дороги практически заросла. Откосы трассы хорошо заметны, что неудивительно, в сырых местах они должны быть существенными, а вот на бывшем полотне дороги господствует крапива и иногда перемежается с зарослями молодой ольхой. Кроме того, когда поверхность трассы лишилась рельсов и стала просто грунтовой дорогой – типичным транспортом были грузовики, мотоциклы, внедорожники, которые оставили в мягком грунте глубокие колеи разной глубины. Идти по такой дороге сложно –отдельные участки преодолеваются со скоростью 2-3 км в час. Группа движется змейкой, петляя между особо густых зарослей крапивы, колей с болотной водой и упавших деревьев. Ниже небольшой коллаж из фотографий, сделанных по дороге.
Дорога на фотографиях не выглядит пугающей – и справедливо, но уж простым для прохождения этот маршрут точно не назовёшь. В некоторые моменты кажется, что лучше идти не по дороге, а параллельно, на некотором отдалении – по лесу. Желание вполне экологически обосновано, дорога по сути, искусственная поляна, к которой тянутся за солнцем растения, а вот под пологом леса травянистый покров гораздо реже. Идти по лесу хорошо только некоторое время – дорогу пересекают заболоченные понижения.
Болота вдоль трассы – моховые, иногда травянистые, по типу – переходные, похожие на более северные – Смоленские и Тверские. У таких болот, в отличие от низинных – дефицит минерального питания, растительный покров редкий – часто мозаичный. Элементы мозаики составляют более высокие места – кочки, часто скреплённые корнями ольхи и понижения между ними занятые осокой или мхом. Уже в 15-20 см под поверхностью почвы – коричневая, болотная грунтовая вода. Несмотря на длительную засуху, болота остаются аккумуляторами влаги ландшафта
Леса вдоль дороги хвойно-широколиственные, преимущественно молодые. Первый ярус древостоя образуют ольха, осина, клён и ель. Сосна встречается редко – на немногочисленных сухих местах. Старые деревья сохранились единично, но толщина гумусового слоя свидетельствует о том, что на месте нынешних молодняков были зрелые леса с богатым опадом. Есть и сравнительно недавние вырубки – на них лес ещё совсем не успел восстановиться
Несмотря, на природу объекта путешествия – бывшую железную дорогу самые примечательные объекты маршрута связаны с обитателями леса. Например, ниже на фотографиях
Гриб Весёлка обыкновенная он же сморчок вонючий (Phallus impudicus) – на фотографии плодовое тело спелого спороносящего гриба принудительно «посажено» на сучок (для «фотосессии»). Споры гриба разносятся мухами, которых привлекает сильный, сладковатый, трупный запах. Гриб пахнет плохо и выглядит неприятно, но в некоторые моменты жизни он съедобен (на стадии «яйца» и сразу после прорастания)!
На следующей фотографии представители слизевиков, которые образуют розовато-красную массу на остатках дерева. Это грибоподобные организмы (родственники амёб), которые представляют собой слизистую массу без твёрдых покровов.
Ещё одна фотография – интересной формы повреждение дерева, «залеченное» наростами коры и, наконец, примечательное свидетельство существования дороги – крупный, поросший мхом камень, одинокий среди «мягких» песчаных и глинистых грунтов
Участок маршрута за концом (тупиком) лесовозной дороги направлен на юг. Здесь Десна и Ветьма максимально сближаются. Главную реку и приток разделяет выпуклая и оттого сухая равнина, которая давно была освоена. В первой половине ХХ эти места были густо населены. Теперь на месте деревень– Прохоровки, Денисеевки, Пустынки и хуторов (Иванов, Муравей) остались пустоши. Поля используются в сельском хозяйстве, но о жизни людей свидетельствуют только редко посещаемые воинские захоронения.
Команда проекта благодарит д.б.н, профессора Панасенко Н.Н. за научные консультации по ботанике и участие в маршруте!