ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОЭКОЛОГИЯ И ЛАНДШАФТНО-ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ВОСТОЧНОЙ ФЕННОСКАНДИИ

Часовня на озере в Карелии

Дорогие друзья!

Семинар «Культурный ландшафт» и Комиссия по культурной географии Московского городского отделения РГО приглашают Вас на 313-е заседание, которое состоится 24 февраля 2021 г. в 17-15 в режиме онлайн.

Тема доклада:

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОЭКОЛОГИЯ И ЛАНДШАФТНО-ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ВОСТОЧНОЙ ФЕННОСКАНДИИ

Автор: Вампилова Л.Б. (Ленинградский госуниверситет имени А.С. Пушкина)

Для участия в семинаре и получения ссылки на трансляцию необходимо не позднее вечера 23 февраля направить на адрес seminarklatyandex.ru письмо с указанием своего электронного адреса, ФИО (полностью) и места работы/учебы.

 

Всего доброго и до встречи на семинаре!

Сопредседатели семинара В.Н. Калуцков, Т.М. Красовская,

ученый секретарь М.М. Морозова

 

Тезисы

      В различных областях науки, не всегда родственных, за последние 50 лет, появились такие новые направления как экологическая история, геоэкология и историческая геоэкология, ландшафтная экология. В названиях этих направлений есть одно связующее звено «экология». К каждому из перечисленных направлений в той или иной мере имеет отношение историческая география, поскольку каждое направление включает исторический аспект. Философские категории пространства и времени находят применение при обосновании концептуальных основ любой науки, однако результатов проведенных исследований с использованием категории времени значительно меньше. Малое число публикаций не свидетельствует о снижении интереса научного сообщества к хронологической тематике, а указывает на то обстоятельство, что сфера конкретного временного исследования изучена недостаточно.

Историческая география – междисциплинарное научное направление, использующее методы и сведения смежных наук для анализа взаимосвязей в триединстве «ландшафт-этнос-природопользование». Пространственно-временная основа построения историко-географического исследования включает информационную базу данных, историко-географическую периодизацию, историко-географическое районирование и оценку современного состояния ландшафтов. Процесс разработки методов историко-географического анализа (ИГА) и синтеза (ИГС) региона охватывает длительный промежуток времени.    

Для последующего рассмотрения взаимосвязей между исторической географией и геоэкологией следует обозначить основные методологические позиции последней. Геоэкология – междисциплинарное научное направление, занимающееся исследованием строения, состава, свойств, физических и геохимических процессов в географической оболочке Земли, служащей средой обитания живых организмов и человека. Одной из задач науки является изучение использования природных ресурсов региона и изменение ресурсного потенциала под влиянием природных и антропогенных факторов, рациональное использование природных ресурсов, с целью сохранения продуктивной природной среды для будущих поколений людей. Доказательством междисциплинарности и интегральности направления служит включение в число решаемых задач науки: геоэкологической оценки территории (или региона), современных методов и методик геоэкологического картирования, моделирования, геоинформационных систем и технологий, создание баз данных, включающих результаты преобразования ландшафтов под влиянием различных видов природопользования.

 Анализируя многочисленные направления геоэкологической науки А. И. Жиров  констатирует, что развитие геоэкологии сопровождалось формированием основных семи направлений исследования: 1) общегеоэкологическое, 2) историко-геоэкологическое, 3) глобально-геоэкологическое, 4) ландшафтно-геоэкологическое, 5) литосферно-геоэкологическое, 6) методико-исследовательское, 7) общекультурно-геоэкологическое.  Как видно из этого перечня на втором месте находится историко-геоэкологическое направление, что подтверждает актуальность, значимость и востребованность категорий пространства и времени в процессе изучения коадаптации ландшафта и хозяйственной деятельности за историческое время. Реальность появления этого направления обоснована трудами Л. Н. Гумилева, Ю. Д. Дмитревского, А. И. Жирова, В. А. Зубакова, Л. Л. Розанова, С. П. Романчука и других.

 Можно смело утверждать, что для развития этого направления крайне важна стыковка исторической географии и геоэкологии. Не зависимо от того, что историческая география, а именно ее природное направление (историческая физическая география, историческое ландшафтоведение) выявляет, рассматривает, изучает и констатирует возникающие за историю природопользования региона геоэкологические проблемы, но не занимается их решением. Разработкой рекомендаций к устранению геоэкологических проблем, призвана заниматься Историческая геоэкология. Роль времени в исследовании историко-географических изменений взаимодействия общества и природы проявляется как время в ландшафте, в этносе, в природопользовании – разные временные состояния: унаследованность, инерционность, транзитивность, полихронность. Это разные времена, для каждого составляющего – свои характерные времена, однако объединяемые в триединстве и впоследствии выполняющие свою интегральную функцию. Наша задача обозначить название времени для каждого составляющего, определить характерные времена и их продолжительность, выявить функции времени для триединства: «ландшафт – этнос – природопользование» и их коэволюции.

В процессе разработки этого научного направления – исторической геоэкологии мы создаем историко-геоэкологическую периодизацию, согласно которой каждый временной срез характеризуется использованием своего определенного типа ландшафта, в связи со специфическим характером природопользования, которое формируется в определенном этнографическом сообществе.

Для временного среза в историко-геоэкологической периодизации определенные ландшафты имеют конкретный ресурс, являющийся основой для хозяйственно-культурного типа освоения. Использование ресурсов ландшафта вызывает негативные или позитивные последствия, которые проявляются либо в одном из компонентов природы, либо в природном комплексе в целом. Анализ антропогенных преобразований природной среды за историческое время позволяет констатировать появление ландшафтно-геоэкологических ситуаций разного ранга в зависимости от степени трансформации либо окультуривания. Сформировавшиеся за историческое время ландшафтно-геоэкологические ситуации и их многообразие послужили основой для историко-геоэкологического районирования.

Интенсивность освоения отображает способность человека влиять на изменения ландшафта за единицу времени, она характеризуется уровнем производительных сил и степенью вовлеченности ресурсов ландшафта в хозяйственный оборот. От длительности, давности и интенсивности освоения напрямую зависит степень нарушенности ландшафта. Эту качественную характеристику количественно можно выразить посредством балльных оценок степени измененности отдельных компонентов ландшафта. Длительность, давность и интенсивность освоения, связанные с категорией времени, следует рассматривать как индикатор степени антропизации ландшафтов. Это серьезный полигон для интеллектуальной исследовательской задачи, связанной с различными показателями временных параметров.

Приведем примеры конкретных изменений отдельных компонентов ландшафта и их морфологических частей, ответную реакцию на вмешательство человека, связанную с определенным видом хозяйственной деятельности.

В пределах ландшафтов Балтийского щита и запада Русской равнины встречаются объекты - следы хозяйственной деятельности –   углежогные кучи и ямы, которые в нашей стране относительно недавно были признаны археологическими памятниками. Их изучение находится в начальной стадии. Часто неизвестна точная датировка объекта возникновения такого промысла, не разработана типология связанных с ним сооружений. Однако углежогные объекты стали сейчас наиболее часто выявляемым видом археологических памятников, поскольку в определённый период истории (XVIII – XIX вв.) этот промысел стал действительно массовым. В Олонецком и Питкярантском районах Республики Карелия в местах предполагаемого строительства газопроводов обнаружены археологические памятники: объекты углежогного промысла периода позднего Средневековья – Нового Времени. Такие же объекты выявлены и изучаются в Швеции и Эстонии. Исследователи Скандинавских и Прибалтийских стран имеют определенные успехи в датировке этих объектов. В России наиболее изученными являются углежогные ямы в пределах Вологодской области, в последние годы выявлены такие объекты на территории Карелии, они еще ждут своей очереди проявления интереса исследователей.

Другие объекты, сформировавшиеся в процессе хозяйственной деятельности и часто встречающиеся в лесных ландшафтах, а особенно на сельскохозяйственных землях, носят название ровницы или ровняди. Это каменные кладки разной формы (прямоугольники в виде изгородей на границах угодий, кладки круглой формы и др.) рукотворные сооружения, образованные из каменного материала (валунов), полученных в результате чистки сельскохозяйственных угодий. Чистить пашни и сенокосы от валунов приходилось практически ежегодно, поэтому накапливалось большое количество каменного материала, который использовался для сооружения заборов, оформления межевых пограничных полос. Эти рукотворные объекты заслуживают внимания, поскольку оказывают влияние на микроклимат пашни и условия увлажнения.  Возраст этих объектов идентичен времени начала сельскохозяйственного освоения. До сих пор практически не изучено влияние этих рукотворных объектов на   изменение функционирования как отдельных компонентов ландшафта, так и природного комплекса в целом. Можно предположить, что изучение их геофизических параметров даст информацию о положительном влиянии антропогенного фактора (в частности сооружения каменных ровниц) на теплообеспеченность ландшафта   и на повышение урожайности сельскохозяйственных культур.

Планируется рассмотреть вопрос о ретроспективном анализе растительного покрова в непосредственной близости к Беломоро-Балтийскому каналу за последние 100 лет и выявить влияние канала на породный состав окружающих лесов.

Предлагаемое исследование по изучению природных и природно-антропогенных объектов в историко-геоэкологическом направлении позволяет выявить закономерности и законы развития этих объектов во времени, определить стадии их формирования, а главное разработать эпистемологический аппарат для оценки степени современного развития научного направления и дальнейшего совершенствования теории и методологии исторической геоэкологии.