Исторический детектив под каждой обложкой: какие тайны хранят книги в библиотеке РГО

Исторический детектив под каждой обложкой: какие тайны хранят книги в библиотеке РГО Исторический детектив под каждой обложкой: какие тайны хранят книги в библиотеке РГО

Действие романа Умберто Эко "Имя Розы" происходит в монастырской библиотеке. В ней прекрасно всё — нешуточные страсти, интригующие загадки и старинные книги, которые приковывают внимание читателя. Так же увлекает библиотека Русского географического общества: невероятные интерьеры, рядом с книгами экспонаты из экспедиций, и почти у всех местных книг необычная судьба или известный владелец. Мы поговорили с заведующей Научной библиотекой РГО Натальей Лукьяновой и узнали тайны главной географической библиотеки России.

Наталья, я много библиотек видела, но такие удивительные шкафы встретила только здесь. Расскажите, пожалуйста, о них.

— Правильно — стеллажи. Таких больше и нет. Их проектировали вместе со зданием. Архитектор Гавриил Барановский понимал, что на них ляжет огромный груз, именно поэтому придумал такие стеллажи, которые стали частью несущей конструкций. Металлические сваи уходят глубоко в фундамент и стены. Если не брать национальные библиотеки, это уникальный случай.

Фото: пресс-служба РГО

Фото: пресс-служба РГО

Невероятно! И сколько же здесь книг?

— В фонде библиотеки представлены издания на русском и иностранных языках по всем разделам географических наук и смежных дисциплин начиная с XVI века. В настоящее время объём фонда составляет более 450 тыс. книг и периодических изданий.

Наталья, скажите, а известно, с чего всё начиналось? Какая книга была первым кирпичом в основании Научной библиотеки РГО?

— Библиотеку формировали практически со дня основания Общества с августа 1845 года. Первая книга, к счастью, задокументирована. Ей стала "Опыт описания Олонецкой губернии". Её подарил автор — писатель, специалист по политэкономии Карл Бергштрессер 22 октября 1845 года. За изданием закреплён №1 в нашем собрании. И до сих пор библиотека формируется на основании даров.

Фото: пресс-служба РГО

Фото: пресс-служба РГО

А какая часть фонда библиотеки наиболее ценная?

— Она же специализированная, поэтому большинство того, что есть, зачастую было издано малым тиражом, а то и вообще осталось в единичных экземплярах. Наиболее ценная часть — издания Общества со времени его основания: периодические издания, научные труды исследователей, отчёты экспедиций. В состав фонда входят издания из личных библиотек знаменитых членов Общества: Петра Семёнова-Тян-Шанского, Юлия Шокальского, Владимира Обручева, Евгения Павловского и других. Среди них — часть личной библиотеки первого председателя Общества, великого князя Константина Николаевича.

И чем она отличается от библиотек других известных членов Общества?

— Она включает редкие труды, которые для своего времени стоили очень дорого. Так, в середине XIX века месячное жалованье чиновника не превышало 60–80 руб. в месяц. У небезызвестного Акакия Акакиевича из гоголевской "Шинели" оклад составлял всего 33 рубля. При средней цене книги в 10 рублей мало кто мог себе позволить купить книгу даже раз-два в год. А великий князь, конечно, приобретал то, что хотел. Выбор, что купить — шинель или собрание сочинений Пушкина, перед ним не стоял.

Фото: пресс-служба РГО

Фото: пресс-служба РГО

Конечно, у Константина Николаевича много книг, которые ему дарили. В них не прослеживается тематика, но они интересны своим полиграфическим исполнением.

Он читал эти книги, как вы считаете?

— Я думаю, что да. Тогда людей воспитывали книги, других источников информации практически не было. Хотя сохранность изданий хорошая, то есть они не зачитывались до дыр, но я думаю, что они читались.

Фото: пресс-служба РГО

Фото: пресс-служба РГО

Невероятно разнообразна по своей тематике библиотека Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского. Она очень красивая, со штампиками. И можно быть уверенным, что Пётр Петрович как учёный все эти книги пропустил через себя. На полях многих из них сделаны пометки. Константин Николаевич всё-таки был больше чиновником. В электронной библиотеке книги Семёнова мы тоже выделили. Они частично выложены, остальные появятся на сайте в скором времени.

А какая персональная библиотека самая внушительная?

— Библиотека председателя Географического общества Юлия Шокальского насчитывает 13 тыс. экземпляров. Он завещал её Обществу после своей смерти. И в 1947 году его дочь, Зинаида Юльевна, передала книги в дар.

С библиотекой Шокальского безумно интересно работать. Он океанолог, поэтому большой объём работ посвящен океанографии. Пометки на полях, он спорит с авторами: тут он согласен, тут он не согласен. Постоянный диалог. Очень мало книг, в которых нет пометок. Получается, что он все свои 13 тыс. экземпляров через себя пропустил.

Фото: пресс-служба РГО

Фото: пресс-служба РГО

Кроме того, у Юлия Михайловича много подаренных книг. Внутри них попадаются письма, какие-то записки, которые тоже обретают историческую ценность. Каждая книга с какой-то своей историей, например книга Владимира Арсеньева. Она абсолютно массовая, есть в любой библиотеке, но фишка вся в том, что книгу подарила жена Арсеньева — Маргарита Николаевна. На книге стоят автограф и дата. Я начала уточнять. Оказалось, что Маргарита Арсеньева эту книгу подарила за неделю до своего ареста, а через несколько месяцев её расстреляли.

Жена В. К. Арсеньева Маргарита Николаевна и их дочь Наташа. Владивосток, 1922 г. Фото: wikipedia.org

Жена В. К. Арсеньева Маргарита Николаевна и их дочь Наташа. Владивосток, 1922 г. Фото: wikipedia.org

И такие открытия  в нашей библиотеке происходят постоянно. Вспоминается другое письмо талантливого учёного из Архангельска — Андрея Дмитриевича Архангельского. Его книг очень много у Шокальского. Его постигла судьба многих интеллигентов 30-х годов: мужчину выслали из Москвы в Чувашию и там не давали работать. Он пишет письмо в Москву, что я понимаю, что вы этого не знаете, я хочу работать, я же могу принести такую пользу, пожалуйста, сделайте так, чтобы я мог дальше работать. Каждый раз его читаю, едва сдерживая эмоции, чтобы не разрыдаться.

И вот такое открытие может сделать любой из читателей библиотеки? Прийти, взять в руки книгу, прочитать?..

— Да. В читальный зал любой желающий может прийти и поработать. Я надеюсь, что мы их сейчас как-то сформируем, выделим отдельно.

Фото: пресс-служба РГО

Фото: пресс-служба РГО

Кто сейчас приходит в читальный зал? У вас есть какой-то образ среднестатистического читателя?

— На данный момент это больше исследователи. Когда я пришла сюда работать, 21 год назад, в основном приходили студенты. Сменилось поколение. Сейчас география и история географии интересны людям, которые серьёзно занимаются тем или иным вопросом. Массовости нет. Может, это и хорошо: мы можем сосредоточиться на конкретном читателе, максимально помочь, потому что, когда идёт поток, очень тяжело работать. Ну а уж если составлять портрет, наш читатель — интеллектуальный мужчина средних лет. Женщины почему-то реже. Может, им не интересна география? Ушло время романтичных профессий.

Наталья, какова география читателей?

— Раньше к нам часто из Сибири, из Новосибирска приезжали, там находится научный центр, велись исследования. Сейчас оттуда пишут: "Хорошо, что есть электронная библиотека, мы можем пользоваться удалённо". А так, конечно, Петербург, Москва, Центральная Россия.

Витраж в штаб-квартире РГО в СПб. Фото: пресс-служба РГО

Витраж в штаб-квартире РГО в СПб. Фото: пресс-служба РГО

Новые частные библиотеки поступают в ваши фонды?

— Свою библиотеку завещал нам президент РГО Сергей Борисович Лавров. В ней много дублей, но нам приятно, что она оказалось у нас, а не в университете, где он всю жизнь проработал. У нас был постоянный читатель-альпинист. Его вдова после смерти так же передала достаточно большой объём материала по истории альпинизма.

Есть и более современные географы: библиотека Розалии Львовны Золотницкой, библиотека Вольфа, после смерти Артура Артуровича Келлера. Розалия Львовна занималась историей географии. Мне посчастливилось для неё работать. Она была слепая, и главным её помощником был муж — Исидор Яковлевич. В её библиотеке очень много книг, связанных с Ленинградом и блокадой. Всю жизнь она была дружна с учёным-ландшафтоведом Наталией Сергеевной Чочиа.

Фото: пресс-служба РГО

Фото: пресс-служба РГО

В книгах нередко попадаются их личные письма. Библиотека Ивана Бабкова насчитывает более тысячи экземпляров, большая часть посвящена Крыму. Про Келлера просто можно написать кратко, что есть его библиотека, она совсем малочисленная. Также надо упомянуть библиотеки Евгения Шведе — основоположника военно-морской географии, Евгения Павловского — одного из президентов Географического общества.

 Про фонды поговорили, а какие самые ценные образцы книг?

— Ценное очень трудно выделять. У каждой книги — своя мера. Вот Дербент, красивый переплет, муаровая бумага, экслибрис, обрезы. Для специалистов это всё интересно. Или вот книга из редкого фонда 1545 года, она может быть с точки зрения информативности не столь важной, или на латыни её никто не прочитает, но она интересна своей стариной.

Это самая старая книга?

— Да. А ещё из антикварных у нас есть книги из библиотеки Обручева. Такие гравюры и сохранность, вы представляете? А это, на секундочку, 1664 год.

— Сколько сейчас насчитывает фонд Научной библиотеки РГО?

— По итогам последней инвентаризации, в нём 458 408 книг. Это очень большая библиотека. Мы считаемся самыми крупными в Европе по собранию географической литературы. Фонд очень большой и разносторонний.

Записки из книг. Сверху — написанная Николаем Вавиловым. Фото: пресс-служба РГО

Записки из книг. Сверху — написанная Николаем Вавиловым. Фото: пресс-служба РГО

А сколько оцифровано таких книг, наверняка же далеко не всё?

— Конечно, не всё. Во-первых, мы же можем цифровать только по закону об авторском праве. Не всё попадает. Личные библиотеки оцифрованы практически в полном объёме. Мы избирательно подходим к литературе, потому что не всё имеет смысл цифровать, даже с точки зрения эффективности, не всё будет востребовано. Сейчас мы будем сканировать литературу 50-х и так далее, но так, чтобы книги были интересны читателям.

Фото: пресс-служба РГО

Фото: пресс-служба РГО

У меня есть подружки, которые специально устроились в библиотеку, чтобы в тишине читать книги. А вам многое удалось прочитать из того, что здесь хранится?

— Прямо прочитать — нет. Честно говоря, никогда не было на это времени. Но поскольку всё время работаешь с читателями, ты не можешь не знать, ты хотя бы бегло, но просматриваешь, потому что обязан ориентироваться во всём. По сути, за все годы я практически каждую книгу в руках подержала, поэтому просмотрено, по крайней мере, очень много, половину фонда так точно. Библиотекарь обязан работать не только с каталогом, должна быть зрительная память, знать, где тебе такое попадалось.

А нужно обладать какими-то специфическими знаниями, чтобы здесь работать? Географию чуть больше знать, чем остальное?

— Если есть желание работать, всему остальному можно научиться. Я смотрю на своих сотрудников сегодня, которые абсолютно без каких-то специфичных знаний по библиотечному делу, в основном все географы. Но учатся они моментально. На данный момент, я считаю, у нас лучший коллектив за все эти годы, которые я здесь застала.

Наталья Лукьянова. Фото: Александр Филиппов

Наталья Лукьянова. Фото: Александр Филиппов

Сейчас советуют менять работу раз в три года. Вы работаете в библиотеке РГО 21 год. Вас держит именно коллектив?

— Это место такое. Например, заведующая библиотекой Нина Михайловна Лошкомоева проработала в библиотеке РГО 50 лет. Хотя бы в память о ней бросить всё и уйти нельзя. Надо, чтобы библиотека работала. Хочется, чтобы мы начали нормально функционировать и для читателей, и не только в формате электронной библиотеки, хотелось бы читателей видеть побольше. С фондом у нас есть свои сложности, с организацией каталогов, немножко всё надо приводить в порядок. Когда такие фонды, дел всегда невпроворот.

Фото: пресс-служба РГО

Фото: пресс-служба РГО

А расскажите, пожалуйста, про Нину Михайловну Лошкомоеву, легендарная личность наверняка.

— Великая женщина, блокадница! Сразу после войны пришла в Общество, заполняла картотеку, выдавала книги, смотрела за сохранностью фондов. Кругом разруха, голод, а она вносила порядок в окружающий хаос. Нина Михайловна живёт в Доме-пансионате ветеранов науки РАН. Это человек, на которого я в работе стараюсь равняться. Она для меня образец интеллигентности, петербурженка в хорошем смысле этого слова. Очень деликатная, но при этом очень требовательная, не терпела никакой расхлябанности. Человек, который очень мягко, деликатно, но всё держал в своих руках. Она была просто красавица, когда я пришла, она уже была пожилая, но всё равно чувствовалась порода, врождённая аристократичность.
Нина Михайловна Лошкомоева

Нина Михайловна Лошкомоева

Как попасть в Научную библиотеку РГО? Какой алгоритм действий?

— По предварительной записи. Хотя мы сейчас работаем два дня в неделю. Предварительная запись существует для того, чтобы все желающие помещались в читальном зале. Что нас отличало от других библиотек: литература всегда выдавалась сразу, за это нас и любили. Хотелось бы снова работать в полную мощь. Из-за пандемии читателей почти нет, все боятся. Но лично я уже соскучилась по живым людям. Ради них, ради передачи знаний и существует библиотека. Люди начали наконец-то оживать после пандемии. Мы работаем каждый день для читателей по предварительной записи.



Беседовала Наталья Мозилова

 

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Показать еще Загрузка