Из восьми пород дерева создадут модель русского парусного судна XVIII века

Модель пинка "Вологда" из восьми пород дерева строит череповецкий судомоделист Сергей Лушкин. Для изготовления модели – реконструкции корабля XVIII века в масштабе 1:72 – он воспользовался чертежами из архива ВМФ Санкт-Петербурга и дополнительно консультировался в морских музеях Лондона и Амстердама.

Пинк "Вологда" был построен в Архангельске в 1749 году и предназначался для обеспечения боевых действий флота. Длина судна – 36 метров. Ширина – 8 метров. Артиллерийское вооружение – шесть пушек малого калибра для самообороны.

По указу Петра вологжан отправляли в Петербург, Архангельск, Воронеж на строительство кораблей. 70 процентов мастеров на кораблестроительных верфях в то время были выходцами из Вологодской губернии. Поэтому названия, связанные с этим краем, носили более 20 кораблей. В честь Поморья, к примеру, названы всего два корабля. В честь Вологодчины – пинки "Вологда" и "Великий Устюг", фрегат "Феодосий Тотемский", три галеры "Шексна", галеры "Чагодоща", "Устюжна", галиоты "Вологда" и "Тотьма".

Корпус судна выполнен из липы и обшит деревянными планками. Подводная часть сделана из древесины морёного дуба, которая пролежала в воде без доступа воздуха более 100 лет и изменила цвет с серо-коричневого на чёрный. Для надводной части была взята древесина – ствол яблони. Мачты изготовлены из светлых пород дерева – клена, яблони и рябины. Носовая фигура сделана из груши. Резьба – декор на корме – самшит.

На блоки, используемые в такелаже управления парусами, применялся берёзовый кап. Юферсы – из самшита. Паруса сшиты из батиста с двойной строчкой. Для такелажа использованы хлопчатобумажные нитки, сплетённые на судомодельном станке под нужный диаметр. Все металлические детали – медные или латунные.

Сергей Владимирович – внук судового механика пароходства Милютина, морской офицер, капитан 2 ранга в отставке, член Русского географического общества. Его коллекция известна широкой публике по выставкам и буклетам. 

Сергей Лушкин занимается судостроением в миниатюре уже много лет и идёт по пути вологодских мастеров. Его специализация – русские парусные корабли первой половины XVIII века. Это, как правило, небольшие суда – военные, торговые и промысловые: кочи, лодьи, карбасы, новгородские бусы, ушкуи, шитики, архангельские гукоры, пинки.


Екатерина Старостина
Фото предоставлено Сергеем Лушкиным