Изменившийся Барановский вулкан

Барановский вулкан – уникальное место. Многим приморцам, особенно жителям южных районов, он хорошо знаком как природный памятник. Но ещё это и археологический памятник, и здесь же расположен один из редутов русско-японской войны, возводившийся в 1905 г., и сохранились следы работ по добыче пемзы времён Великой Отечественной войны. А для ребят из клуба юных археологов "Резерв", входящего в состав секции "Педагогическая археология и краеведение" ПКО РГО – ОИАК, сюда проводится один из учебных походов (всего в их программе четыре учебных похода, остальные мониторинговые и разведочные).

После наводнения в августе 2017 г. было понятно, что оно не прошло бесследно. Но выбраться взглянуть на вулкан удалось только в январе 2018 года. Повторно заглянули сюда уже в сентябре. Сказать, что вулкан изменился неузнаваемо, конечно, нельзя, но кто давно здесь не был, хотя бы пару лет, удивятся.

Итак, про зиму. Это время интересно тем, что со станции выйти легко на вулкан по льду реки Раздольной. Как только добрались до берега – нас ожидало первое удивление. На противоположной стороне под сопкой напротив устья ручья надо льдом возвышалась каменная дельта. Да и камушки были вытащены не размером с кирпич, а с добротный советский телевизор. Сам нанос имел около 30 м ширины и примерно на 10 м вдавался в воду. При этом надо льдом он возвышался выше человеческого роста, учитывая, что подо льдом еще метра три воды. Что представлял собой этот ручеек 7 августа можно только догадываться, ибо в обычное время в нём не всегда есть вода, а когда течёт, то на наполнение полулитровой бутылочки уходит несколько минут.

Ручей в своём нижнем течении глобально разворотил русло. Мы часто разводили костер у входа в каньон. Это было наше привычное место. В этот раз свою территорию нашли быстро, хоть и совершенно размытую. Старый наш костер располагался примерно на 2,5 м выше нового сухого дна ручья. В начале каньона появился новый водопад (кто бывал здесь, понимают, что водопадом назвать бегущую по камням струйку воды сложно, но иного здесь нет) на месте небольшого порога. Остальные водопады остались на месте и почти не претерпели изменений. Зимой нам показалось, что обвалилась скала с надписями 30-х годов. Но в сентябре выяснили, что она на месте. Каньон такой же суровый и брутально красивый. А вот выше него появились новые обширные осыпи.

Обильные осадки, приведшие к наводнению в августе 2018 г., тоже оставили свой след на вулкане. На ручье это выразилось лишь вновь появившимися листьями между камней и желтым песком, который раньше не попадался на глаза или не обращали на него внимания. В сентябре нанесенная каменная дельта показалась чуть присевшей, как будто потеряла в высоте около полуметра. Но удивила нас другая территория.

Бывавшие на вулкане помнят, что пройдя вдоль реки, поднимаемся на пригорок и вскоре по левой стороне проходим мимо глыбы, примерно 3 х 3 х 3 м. Мы иногда вползали на неё для фотографирования или снимались под ней. А дальше выходили на площадку под самим жерлом. Поднявшись на пригорок, мы вскоре увидели осыпь, возвышавшуюся над тропой метра на два. Да и тропа в этом году была узнаваема лишь потому, что уже много раз по ней ходили. Возникло ощущение, что в это лето по ней никто не ходил. Во всяком случае, натоптанной она не выглядела, причем от самого начала. Некоторое время искали глазами знакомую глыбу, пока не увидели её засыпанной и лишь слегка возвышающейся над камнями.

Поляна под жерлом исчезла. Исчезла как поляна – само место осталось, но совершенно заросло кустарником, в котором с трудом отыскали бывшие кострища, обложенные камнями. Сейчас трудно представить, что здесь легко умещались несколько палаток и свободно играли в волейбол. К бывшей поляне дотянулся еще один язык осыпи.

Конечно, было любопытно отыскать место обвала стенки вулкана. Его мы нашли сразу по светлому не патинированному пятну. Если стоять лицом к разрезу, а спиной к реке, то зона разрушения находится на самой вершине почти от центра и влево. Нас не интересовали конкретные параметры, но на глаз ширина обвала около 20-30 м и примерно такая же высота. Куда больше интересовало состояние археологического памятника. Поднявшись, выяснили, что обрушение не повлияло на памятник.

Два катаклизма, следовавших один за другим, внесли изменения в любимый туристами объект, хотя кардинальными их не назовёшь. Но то, что вулкан уже не такой, каким мы его видели, как минимум последние 40 лет, это однозначно.

А.Л. Мезенцев,

председатель Уссурийского местного отделения ПКО РГО-ОИАК

Фото: А. Мезенцев, Е. Исайкина

Материалы по теме: