"Изучать географию по книжке трудно, а без карты - невозможно"

В проекте "Про. Лица. РГО" мы продолжаем рассказывать про выдающихся учителей Набережных Челнов: их работе, жизни вне её и проблемах географии. В этом материале - интервью с учителем "Гимназии №2" г. Набережных Челнов Зульфией Мухаматнуровной Загитовой.

- Расскажите, кем вы хотели быть в детстве?

- В детстве я перебирала много профессий, которые могли бы мне подойти. Но ещё в детстве почувствовала, что больше всего мне бы подошло быть учителем. В школе любимым предметом была география, и вот я пошла учиться на учителя географии после школы. В географии привлекало то, что это одновременно сложный и интересный предмет. И работать с детьми мне очень нравилось.

- Где вы учились?

- Я училась здесь, в Набережных Челнах, в Набережночелнинском педагогическом государственном университете.

- Какой вы были ученицей и студенткой?

- Училась хорошо, была прилежной, старалась быть аккуратной.

- Помните ли вы свой первый рабочий день?

- Да, помню. Было волнительно перед встречей с детьми, но день прошёл хорошо, мне всё понравилось.

- Что запомнилось с того дня?

- Это было 10 лет назад. Дети встретили хорошо, новый учитель вызвал интерес.

- Есть ли человек, который повлиял на вас в профессиональном плане?

- Да, мой учитель географии. Мне нравилось, как она вела урок, как рассказывала темы, было очень интересно. В мои школьные годы география тогда преподавалась с 6 по 11 классы - пять лет. И все эти пять лет изучения географии прошли с этим учителем. Наверное, если бы не эта учительница, я бы получила профессию учителя татарского языка, а не географии. Но всё равно работала бы учителем.

- Чувствуется ли в вашей работе развитие технологий?

- Да, всё меняется. Технологии развиваются, появляются новые учительские техники. Конечно, это лучше, удобнее, объяснить детям с помощью компьютера легче, и они воспринимают информацию лучше.

- По-вашему дети меняются из года в год? Допустим, если сравнивать современных детей и вас, когда вы учились в школе.

- Да, разница видна. Сейчас век интернета, любую информацию можно легко найти, они многим интересуются. Но всё равно дети остаются детьми.

- Сложно ли заинтересовать ребёнка учёбой?

- География им интересна. Но да, сложно. Нужно много готовиться к урокам, применять разные методики.

- Как вы считаете, каждого ли ученика можно заинтересовать и научить предмету?

- Думаю, да.

- А были ли сложные, упрямые дети? Как с ними справлялись?

- У нас нет таких, все стараются, все хотят учиться

- А вы строгая учительница?

- Считаю, что учительница должна быть одновременно строгой, но оставаться другом. Нужно любить детей, они отвечают на это взаимностью и уважением, отзываются на хорошее отношение. Нужно их понимать. Вообще это мой девиз в работе: быть для ребёнка другом.

- С учениками какого возраста вам проще работать?

- Наверное, с 9 класса, когда они более осознанные. Хотя и с детьми младшего возраста тоже интересно, конечно.

- Общаетесь ли со своими выпускниками?

- Общаюсь. Не со многими, но с некоторыми. Я ещё не успела выпустить много классов.

- Какие достоинства и недостатки есть при изучении географии в школе?

- Хочется, чтобы было больше оборудования. Изучать географию по книжке трудно, а без карты - невозможно. Хочется больше именно показать детям, а не просто рассказать. Хочется, чтобы было больше экскурсий. Хотя мы водим детей на экскурсии, конечно, но было бы лучше, если их было больше. Хочется ещё, чтобы в 5-6 классах добавили второй час географии в неделю. Сейчас в программе только один час, потому что у них вводный курс, и это мало. Нужно хотя бы два.

- Что для вас самое сложное в вашей работе?

- Сейчас я не испытываю каких-то сложностей. Трудно было в первый год: опыта мало, подход к детям тоже ещё не до конца усвоила. Но это нормально, молодым учителям всегда трудно. Это проходит со временем. Я люблю свою работу, люблю работать с детьми, они у нас отзывчивые, хорошие, старательные. Думаю, если находишь поход к детям, все они одинаково хорошие.

- Не устаёте от общения?

- Нет. Бывает, что есть усталость от работы, но удовлетворение от работы сильнее. С детьми мне интересно, от них много нового можно узнать. Есть дети, которым не хватает знаний, которые я даю им на уроке, они подходят, просят объяснить дополнительно. Ещё подготовка к олимпиадам, конференциям - это интересно и мне самой, и детям. Приятно видеть отдачу и результаты детей.

- Чему вы учитесь от учеников?

- Позитиву, жизнерадостности.

- Вам нравится, что дети сейчас гибкие к технологиям, постоянно используют гаджеты?

- Гаджеты нужны и полезны, но в меру. Я против компьютерных игр и злоупотребления гаджетами, и мы с родителями работаем над этим.

- Что для вас самое интересное в работе?

- Сама работа. Мне очень нравится и мой предмет, и работа с детьми.

- Довольны ли вы, что когда-то выбрали профессию учителя?

- Да, я довольна.

- Как вы считаете, можно научиться быть учителем, или важно чувствовать свое признание?

- Считаю, что это призвание, и важно его чувствовать. Учителем нужно родиться.

- Остаётся ли время на хобби?

- Свободного времени очень мало, конечно. Постоянно нужно работать над собой, дополнительно учиться. Но когда время есть, я занимаюсь вязанием.

- Как не терять интерес к работе?

- Работу нужно любить.

- Что вы можете пожелать учителям и коллегам?

- Здоровья, в первую очередь, и учителям, и ученикам. Учителям хочу пожелать семейного благополучия, любви к детям, терпения. Детям хочу пожелать взаимопонимания со взрослыми: и с учителями, и с родителями. А своей гимназии желаю процветания.