К 130-летию «Записок Общества изучения Амурского края»

Пишем, что наблюдаем, а чего

не наблюдаем, того не пишем.

Штурманский офицер Будрин

 

Люди, приехавшие обживать новый край, не только добросовестно и с душой исполняли служебные обязанности, но старались внести свою лепту в дело изучения неисследованной местности. Не имея профессиональной подготовки, они на практике погружались в исторические, археологические, геологические, этнографические и другие изыскания и делали это тщательно, грамотно и ответственно. Они создали Общество изучения Амурского края, под эгидой которого и осуществляли свою познавательную деятельность. Молодое общество, состоящее из широко образованных энтузиастов, постановило публиковать доклады и сообщения своих исследователей. Эти публикации решено было назвать «Записки Общества изучения Амурского края». В соответствии с утвержденной 11 апреля 1888 года программой в записках могли быть помещены любые материалы, «касающиеся разных отраслей изучения края». Таким разнообразным по содержанию и получился первый том записок.

Записки ОИАК. Том I. -  Владивосток: Типография Сибирского флотского экипажа,1888.

1.  Маргаритов, В. П. О каменном угле по берегам залива Петр Великий. С. 1 – 8. (Доклад в Обществе изучения Амурского края 17 декабря 1887 года).

Необходимость в изучении местных угольных залежей назрела: каменный уголь требовался «для военно-морской и коммерческой деятельности». Среди членов Общества изучения Амурского края возникла мысль начать собирать научные сведения о залежах каменного угля.  В.А. Терентьев, агент Доброфлота, как лицо наиболее заинтересованное, выделил какие-то средства, и Общество командировало Василия Петровича на выполнение этого задания. Маргаритов подошел к делу основательно: «Только научные данные, т.е. научное определение древности угольных залежей, и правильная разведка их простирания могут дать верные понятия о нашем угле». Исследовав обнажённые выходы угля и установив, что все они находятся «на небольшом расстоянии друг от друга», автор предположил, что они составляют один пласт. Подтверждением этому служит и схожесть их напластований. Исследуя их, Маргаритов пришел к выводу, что «главный пласт угля, и притом с более лучшим качеством, должен быть дальше от берегов моря». Помимо сведений о каменном угле при раскопках было найдено большое количество палеонтологических остатков, а также собраны сведения о «других петрографических напластованиях», которые «могут послужить хорошими ориентировочными пунктами в последующих изысканиях». Маргаритов очень скромно оценивает результаты своей экспедиции: «Моё дело состояло только в том, чтобы собрать эти коллекции и передать их в общество с просьбою переслать дубликат их для определения в одно из специальных по этому делу учреждений в Петербурге». В дальнейшем все предположения Маргаритова о залежах каменного угля подтвердились.

2. Россет, С.С. Поездка на о-ва Тюлений и Сахалин в 1887 году. С.1 – 44. (Читано в Обществе 11 и 18 февраля 1888 года).

Морской офицер, гидрограф и краевед воспользовался служебной командировкой и в свободное от службы время сделал описание острова Тюленьего и съёмку залива Терпения, о чём и доложил на собрании общества. Россет детально описывает местоположение о. Тюленьего, этой «серой скалы», которая «угрюмо и одиноко выглядывает из холодных вод Охотского моря». Очень подробно рассказано о птицах и морских животных, которые служат предметом промысла орочей и айнов: котиках, сивучах, нерпах. Их внешний вид, повадки, питание и размножение – ничто не ускользает от наблюдательного автора. Забавно выглядят спящие котики, которые «отдыхают и даже спят на воде. Для этого они обыкновенно ложатся на бок, приподнимают мордочку так, чтобы выставить нос над водой, заворачивают задний ласт, который в данном случае приходится верхним, по направлению к голове и конец его придерживают передним ластом». Среди пернатых автор выделяет два вида чаек, ару, или кайру, урилу, обращает внимание на огромное количество мух: «для насекомоядных птиц Тюлений о-в мог бы быть настоящим раздольем. Мух на нём и маленьких, прыгающих морских рачков даже слишком много. Без участия мух летом не обходилась ни одна варка пищи, ни один обед. Стоит открыть крышку котла и обожжённые паром, они десятками падают в суп». Автор основательно познакомился с японским рыбным промыслом на Сахалине, в окрестностях мыса Терпения. Показана «выгодность» этого промысла, «которым почти вполне пользуются японцы и от которого Россия получает весьма незначительный процент в виде пошлины, взимаемой в Корсаковском посту». 

3. Буссе, Ф.Ф. Остатки древности в долинах Лефу, Даубихэ и Улахэ. С. 1 – 28. (Доклад, читанный в заседании Общества изучения Амурского края 25 февраля 1888 года).

Фёдор Фёдорович Буссе не был профессиональным археологом, но его очень интересовала древняя история Южно- Уссурийского края. В эту археологическую экспедицию он отправился теоретически хорошо подготовленным. Об этом говорят многочисленные сноски и отсылки к историческим источникам. Основываясь на трудах русских синологов (а те, в свою очередь, черпали сведения из китайских источников), Фёдору Фёдоровичу удалось обнаружить многочисленные «остатки древности», которые необходимо изучать: «нам крайне важно старательно собирать точные сведения о памятниках древности и при исследовании производить раскопки».  Воссоздавая в общих чертах историю Южно-Уссурийского края, Буссе выделяет «4 главные эпохи: 1) первобытного человека; 2) владычества маньчжур и китайцев с 668 по 1615 г., когда здесь процветала культура в течение 947 лет; 3) период запустения с 1615 по 1861 год и наконец; 4) эпоха присоединения страны к России». Скрупулёзно исследуя археологические памятники, Ф.Ф. определяет их возраст, даёт их подробное описание, устанавливает, какие племена проживали в данной местности.  Любители умеют работать основательно и добросовестно. Именно так работал Ф.Ф. Буссе. Таким образом, Буссе положил начало археологическим исследованиям на Дальнем Востоке.

Кроме докладов и сообщений в записках решено было публиковать ежегодные отчёты общества. В первом томе был опубликован отчёт за 1887 год, доклад ревизионной комиссии. Этот том записок не остался незамеченным и почти сразу же стал библиографической редкостью.

Продолжение следует.

Материал подготовлен библиотекарем ПКО РГО - ОИАК Л.Ф. Юриновой