К 130-летию "Записок Общества изучения Амурского края". Обзор 6 и 7 томов (1897, 1899 гг.)

… Рыбное население моря и рек, в него 

впадающих, составляет достояние

общественное и государственное.

Д-р Остроумов

Шестой том Записок вышел с небольшими изменениями в названии Общества – теперь это не "филиальное" отделение, а "Владивостокское":

Записки общества изучения Амурского края (Владивостокского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества). – Том VI.  – Владивосток: Тип. Н.В. Ремезова, 1897. – 97 с.

Впервые в Записках печатается переводная работа -  сочинение Такао (Метинори) Хоккен …Личные наблюдения водных промыслов о-ва Хоккайдо/Пер. с яп. Савва Кацуми; Изложил и составил Н. Пальчевский.

Огромные водные пространства Уссурийского края, богатство и разнообразие их обитателей до сих пор использовались очень ограниченно. Причиной этого была недостаточная изученность промысловых объектов, способов их добычи и переработки. Между тем соседние страны, особенно Китай и Япония, имеющие большой опыт в потреблении морских ресурсов, могли послужить в этом деле образцом. Н.А. Пальчевский, активный член ОИАК, выбрал сочинение, изданное в Японии в 1896 году, потому что оно "заключает ценные биологические данные о промысловых животных и растениях, детальное описание промыслов, организацию их и рыночные цены", нашёл русскоговорящего японца, который сумел "точно излагать переводимые мысли", литературно обработал и представил для издания в Записках ОИАК. К этому материалу прилагается отдельно атлас рисунков и карт, которые тоже в большинстве своём заимствованы из японского описания экспонатов водных промыслов Токийской выставки 1895 года.

Николай Александрович Пальчевский буквально жил идеей создания во Владивостоке морской биологической станции. Детское увлечение естественными науками со временем превратилось у него в страсть. Природа Дальнего Востока давала огромный материал для исследования, которому и посвятил своё свободное время Пальчевский. Для осуществления мечты о создании станции он изучил всю доступную ему литературу и подготовил доклад, который был опубликован в седьмом томе Записок.

Записки Общества изучения Амурского края (Владивостокского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества). – Том VII, вып. I, II. – Владивосток: Типолит.  Сущинский и Ко, 1899.

Доклад Пальчевского помещён в первом выпуске и называется "Потребность учреждения во Владивостоке морской биологической станции". Этот труд он посвятил памяти Фёдора Фёдоровича Буссе – "до гробовой доски самого ревностного члена Общества изучения Амурского края".

Пытаясь обосновать свой замысел, Николай Александрович говорит о том, как обустроены и работают биологические и зоологические станции за границей, обращает внимание на то, что "Россия в деле исследования морской фауны значительно отстала от всех европейских государств". Поскольку многие государства богатеют за счёт рыболовства, появилась необходимость рационально использовать водные богатства, с тем чтобы не только получать с них доход, но сохранять и совершенствовать. А это значит, что в основу морского хозяйства должны лечь "научные, систематические, лабораторные эксперименты, на коих, как на истинном знании, зиждется рациональная постановка всякого дела".  Общество изучения Амурского края, располагаясь "на берегу обширнейшего океана и в районе весьма значительных морских промыслов", с самого основания считало своим долгом изучать промысловые объекты, о чём говорят изданные исследования (Семёнова, Масленникова и др.), а экспонаты Общества, представленные на Всероссийской выставке рыбопромышленности в 1889 году, заслужили золотую медаль. Пальчевский доказывает, что для организации биологической станции ОИАК имеет всё необходимое: место, помещение, оборудование, подготовленных специалистов, а самое главное – энтузиазм местного общества, "которое импонирует изучению нашей отдалённейшей окраины". И ещё один немаловажный аспект в необходимости подобного учреждения отмечает Николай Александрович: оно поможет выработать "взгляд, что животное и растение - это не мёртвые рубли менового товара, а организмы живые, знать которые лицам, ими заведующим, нужно во всех проявлениях, а не только с одной точки извлечения временного дохода …".

Во втором выпуске 7-го тома опубликован отчёт Общества за 1898 год, который включает в себя отчёт о командировке С.Н. Браиловского, реферат сообщения горного инженера Э.Э. Анерта и текст доклада доктора Н.В. Кирилова. В отчёте указаны основные направления деятельности Общества в отчётном году, рассказано о состоянии музея Общества, новых поступлениях, опубликованы Правила библиотеки Общества изучения Амурского края.

В Отчёте по командировке на Сучан летом 1896 года С.Н. Браиловский   рассказывает о своей первой, в новом для него крае, этнографической экспедиции, в которую его и Дюкова направило Общество по инициативе Н.А. Пальчевского: он предложил "заняться собиранием коллекций тазов, вымирающего тунгусского племени". Знакомство с тазами "произвело на нас тяжелое впечатление полного исчезания племени под гнётом манз и вследствие двух оспенных эпидемий 1875 и 1883 гг., - пишет Браиловский. - Потеря физического типа, потеря родного языка – вот что больше всего огорчало меня как этнографа". И хотя экспедиция не до конца выполнила поставленные цели (на что были объективные причины), Браиловский благодарит Общество за предоставленную возможность изучить край, "местную жизнь" и "местные нравы".

Лекция инженера Анерта, прочитанная в Обществе изучения Амурского края, даётся в кратком изложении. Её тема: «Геологические экскурсии в бассейне Сунгари и Северной Корее в 1896 и 97 гг. и сведения об ископаемых богатствах этих стран». Подробно описана местность в верховьях реки Сунгари – так называемая область охотников. Отмечается, что «в этой местности сильно развита хищническая золотопромышленность», но золота уже осталось мало, и добывается оно первобытным способом. Более подробно описаны месторождения каменного угля в Маньчжурии и коротко упомянуты месторождения некоторых металлов.

Сообщение доктора Н.В. Кирилова "Морские промыслы Южного Сахалина" является результатом трёхлетнего личного наблюдения автора. Описывая водные богатства Сахалина и то, как ими пользуются русские и японцы в сравнении, доктор Кирилов особое внимание обращает на необустроенность местности: "берега Сахалина негостеприимны, и ещё мало приложено усилий искусства к тому, чтоб облегчить плавание вдоль острова". Русское население очень малочисленно, не приучено вести рыбный промысел: "Осёдлого населения – постоянных рыбаков нет, и их не трудятся создавать". Автор приводит пример колонизации американцами на острове Хоккайдо и канадского острова Ньюфаундленд. Американцы «устроили в центре острова земледельческую академию с отделениями – архитектурным и инженерным, горного дела и путей сообщения, создали музеи – общий и специально рыболовства, начали искусственное размножение рыбы на нескольких речках, приготовление рыбных консервов в жестянках, позаботились об улучшении гаваней, установке правильного берегового сообщения (еженедельные круговые рейсы пароходов), оцепили остров телеграфом, основали учёное общество специально для приучения гг. членов к живому, свободному обмену мыслей, - тогда, наконец, позаботились о привлечении переселенцев. Теперь все эти учреждения поддерживаются исключительно японцами". Но для нас это только "отдалённые мечтания". Опять поднимается вопрос о необходимости биологической станции, на этот раз передвижной, на особом пароходе: она будет собирать материал с водной поверхности и доставлять его в "стационарный биологический кабинет во Владивостоке, осуществление которого здесь уже начато, благодаря сочувствию местного общества".

Несмотря ни на что, автор считает, что будущее Сахалина может соответствовать тем примерам, о которых он рассказал выше: "Чем Сахалин, часть русской земли, должен быть хуже Канады, населённой потомками преступников?" Для "невольных насельников Сахалина … необходимо изыскать и дать занятие, которое всецело удовлетворило бы работника, сделало детей его свободными от кабалы нужды, способными к культуре, к удовлетворению духовных потребностей, обладающими достатком, чтобы оживить торговлю и промышленность".

Материал подготовлен библиотекарем ПКО РГО - ОИАК Л.Ф. Юриновой