К тайне озера Себян-Кюёль: экспедиция Якутского отделения РГО выйдет на трассу Алсиба

 Фото: Надежда Алаганчакова, участник конкурса "Самая красивая страна".
Фото: Надежда Алаганчакова, участник конкурса "Самая красивая страна".

Русское географическое общество на лето 2021 года запланировало масштабный проект по изучению состояния аэропортов Алсиба — воздушной трассы, начавшей действовать в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Объектами исследования станут четыре аэропорта Якутии: Олёкминск, Тёплый Ключ, Оймякон, Усть-Мая.

1 апреля 2021 года на поиски пропавшего самолёта на озеро Себян-Кюёль в районе Верхоянского хребта отправилась совместная экспедиция Якутского отделения Русского географического общества, Якутского регионального отделения Российского союза спасателей и регионального управления МЧС.

img_0071.jpg

Фото: пресс-служба ЯО РГО
Фото: пресс-служба ЯО РГО

Якутия была центром трассы Алсиб. Маршрут по перегонке самолётов, поставлявшихся в СССР по договору ленд-лиза с Аляски в Красноярск, действовал с 1942 по 1945 год. В регионе были оборудованы основные и вспомогательные аэродромы, некоторые из которых организовали на реках и озерах. Они могли принимать боевые машины в зимнее время.

Всего за годы войны через Алсиб прошло 7928 самолётов. Трассу также использовали для перевозки важных грузов, дипломатической почты и перелётов государственных деятелей Советского Союза.

Маршрут Алсиба был крайне сложным из-за большой протяжённости и суровых природных условий. На трассе случались вынужденные посадки и катастрофы. "Дорога на войну" унесла жизни 115 пилотов и членов экипажей. Разбились 73 боевые машины.

img_0013.jpg

Фото: пресс-служба ЯО РГО
Фото: пресс-служба ЯО РГО

Путешественники, краеведы, туристы и охотники до сих пор продолжают находить свидетельства работы легендарной трассы.  Одним из возможных мест падения самолёта считается озеро Себян-Кюёль. В ходе экспедиций в 1982 и 1983 годах на его берегу было найдено захоронение. В 2020 году исследователи с помощью эхолота обнаружили на дне объект, напоминающий по очертаниям самолёт.

В планах нынешней экспедиции Якутского отделения РГО — проверка предположения о катастрофе с помощью самой современной техники: магнитометра, георадара "ОКО", подводной системы видеонаблюдения и беспилотного аппарата для подводной съёмки. Если боевая машина будет найдена, её постараются поднять со дна и отреставрировать. О работе экспедиции и встречах с местным населением планируется снять документальный фильм.

img_0031.jpg

Фото: пресс-служба ЯО РГО
Фото: пресс-служба ЯО РГО

Помощь в работе экспедиции окажет испытательный образец вездехода "Бурлак". Машина сконструирована для эксплуатации в сложных условиях.