Качество играет ключевую роль

ХХI век, а особенно его 20-е годы, считаются периодом, когда стало модно быть экологичным. Солнечные батареи, электрокары, перерабатываемые стильные упаковки, сортировка мусора по различным красивым контейнерам - всё это создаёт для нас сегодняшний образ современных людей будущего. Однако применимо ли последнее прилагательное к «экологическому» человеку. Судя по всему, не очень, ведь мода, на самом деле, из года в год диктует свои правила, и они отнюдь не про бережное использование исчерпаемых ресурсов. Главным на повестке в 2019 году стал термин Sustainability, что означает «устойчивое развитие». Ещё 4 года назад люди подняли вопрос о необходимости пересмотреть подход к производству и потреблению вещей, как у локальных брендов, так и у «гигантов» индустрии.  Одной из первых «путь к исправлению» начала Стелла Маккартни, возглавив программу ООН по борьбе с экологической и климатической деградацией. Устойчивое развитие — это совокупность мер, которые нужно принять в отрасли промышленности (например, модной индустрии), чтобы наносить меньше ущерба окружающей среде, улучшая при этом экономическую и социальную ситуацию. Да, нас всех пугают тающими каждый год ледниками, умирающими от пластика рыбами и грязными водами, но люди всё равно как будто игнорируют предупреждения. Недавно пластиковый мусор обнаружили даже на дне Марианской впадины! Тем не менее, несмотря на то, что правительства разных стран уже принимают законы, запрещающие использование полиэтиленовых пакетов и одноразовых пластиковых предметов, пока до решения проблемы далеко.

В 2012 году в журнале Natural Science опубликовали отчёт о том, что окрашивание тканей и их заключительная отделка — второй источник загрязнения пресной воды после сельского хозяйства. Данные исследования действительно могут быть похожи на правду: производство одежды, обуви и аксессуаров заметно вредит природе. Это пестициды и химикаты, которые попадают в воду при выращивании хлопка, а затем окрашивании тканей;  выделение вредных газов при производстве синтетики и транспортировке готовых изделий. Так, в 2015 году этот сектор промышленности выбросил в атмосферу 1,2 миллиарда тонн парниковых газов — это больше, чем за тот же период произвели все самолеты и корабли в мире. На модную индустрию также приходится пятая часть всего объёма загрязнения пресной воды на планете.

Бьюти-индустрия тоже негативно влияет на экологию - как минимум, для неё нужно большое количество питьевой воды. К сожалению, хоть вода и считается возобновляемым ресурсом, пригодной для питья она перестаёт быть довольно быстро. Именно поэтому многие производители косметики сейчас находятся на стадии разработки безводных средств. Проблему для экологии со стороны бьюти-индустрии создаёт и упаковка — чаще всего она состоит из композитных материалов и не может быть переработана, а значит, будет разлагаться столетиями. Стоит упомянуть и пластиковые гранулы, которые используются во многих скрабах: они смываются водой в канализацию и попадают в Мировой океан, формируя так называемый микропластик - «мейнстрим» с точки зрения проблем загрязнения Мирового Океана и не только. Казалось бы, маленькие частицы не могут нанести вреда, потому что не забивают кишечник, как пластиковые пакеты, но, на самом деле, эти кусочки настолько малы, что задерживаются в организме, попадают в ткани и продолжают разлагаться там, выделяя токсины. Это касается и одежды: при стирке такие частицы выделяют вещи из полиэстера, нейлона и других синтетических и полусинтетических тканей — и все они попадают в ту же толщу воды. По некоторым подсчётам, именно такое происхождение имеет около трети всего микропластика в океанической воде. В итоге мы в среднем проглатываем около 120 000 частиц микропластика в год — и большинство из них остаются в наших организмах.

Мы стали всё чаще слышать о том, что бренды - от локальных до мировых - стремятся внедрить систему устойчивого развития в своё производство. Однако, главным же результатом пока является то, что о проблеме стали широко говорить, и экологическая повестка стала довольно актуальной. Но всё равно, к сожалению, скорости, с которой модные компании переходят на устойчивое производство, пока не хватает, чтобы компенсировать потенциальную катастрофу. На данный момент 40% всех модных брендов и компаний не сделали никаких шагов в сторону устойчивого развития.

Было бы странным не упомянуть ещё одну причину такого выброса мусора в природу: мы. Да, мы часто покупаем больше одежды, чем нам нужно: летом 2018 года немецкая компания грузоперевозок Movinga опросила 18 тысяч человек из 20 стран и выяснила, что мы носим в лучшем случае половину всех имеющихся у нас вещей, а то и треть. Лишняя одежда становится источником проблем: несмотря на то, что большинство вещей можно переработать, до ящиков сбора вторсырья доходит только малая часть. Например, в 2014 году в Америке выбросили около 16 миллионов тонн текстильного мусора, из которых только 2,62 миллиона тонн были переработаны, 3,14 сожгли для получения энергии, а оставшиеся 10,46 отправились на свалки. При этом полиэстер в составе синтетических вещей — это тот же пластик, из которого делают бутылки, пакеты и другую упаковку, и он тоже плохо разлагается.

Поэтому нам стоит поразмыслить и над своим «поведением» при шоппинге. Ведь можно покупать реже, но лучше: предпочитать более качественные вещи, предметы ответственных производителей, выбирать винтажные, а не новые вещи, внимательно относиться к составу и сдавать отжившие своё изделия на переработку. А для начала — осознать, что даже такой маленький шаг может стать частью больших изменений.


Источники:

Автор: Юлия Куадж, факультет журналистики МГУ

Тэги: