Как география связана с государевой службой: 115 лет знаменитому полотну Ильи Репина

"Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения" Илья Репин
"Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения" Илья Репин

17 января (4 января по ст. ст.) исполняется 115 лет с презентации картины Ильи Репина – "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения". Полотно заказали для Мариинского дворца, где и проходили собрания Государственного совета Российской империи.

На полотне 400х870 см Репин разместил 81 человека. Большая часть из них – члены Императорского Русского географического общества (ИРГО).

Николай II, находящийся во главе собрания, читает юбилейную грамоту по случаю 100-летия учреждения Александром I Непременного совета – предшественника Государственного совета. Изначально, когда Илье Репину заказывали «фотографию в масле», предполагалось, что в этом и будет весь сюжет. Но художник предложил добавить жизни – так на полотне появились секретари, разносящие членам совета юбилейные медали.

Репин получил заказ в апреле 1901 года. К тому времени у него были серьезные проблемы со здоровьем, в одиночку осилить такой масштаб в столь сжатые сроки художник не смог бы, потому потребовал себе помощников. Ассистентами Репина были его ученики Иван Куликов и Борис Кустодиев. Первый писал левую часть картины, второй – правую. Репин взял на себя центр.

Почти все сановники даны этюдно. Заказ был срочный, персон много, на каждого выделялось не более 3−4 сеансов. С кем-то – например, с теми, кто позировал затылком, – и вовсе за раз управились. Искусствоведы считают, что на этом полотне Репин выработал особую манеру односеансного письма. Это наброски кистью, мимолётные впечатления, но в то же время они и последний синтез многолетних пристальных наблюдений.

К работе они приступили за несколько дней до юбилея, начав с интерьера. В день торжественного заседания, помимо рисовальных принадлежностей, живописец привез в зал фотоаппарат. В дальнейшем Репин неоднократно делал снимки происходившего, но продолжал писать с натуры, а не по фото. Для художника подготовили список всех членов Госсовета с указанием чина, мундира, орденов и т.п. Во время работы Репин настаивал, чтобы сановники вели себя естественно, находились на тех же местах, что и обычно.