Как маяки Дороги Жизни спасли блокадный Ленинград

На острове Сухо. Фото: А.В.Стрельников.

27 января 2019 года отмечается 75-летие полного снятия блокады Ленинграда. Ленинградское областное отделение РГО поздравляет с праздником ветеранов обороны Ленинграда, жителей блокадного города, всех тех, кто бился с захватчиками на земле, в воздухе и на море, все тех, кто своим трудом на фабриках и заводах приближал его освобождение от осады.

Одним из основных направлений работы Ленинградского областного отделения Русского географического общества в 2018 году стал проект "Маяки Северо-Запада России". Специалисты отделения посетили большое количество исторических маяков и навигационных знаков на внешних и внутренних водных путях, в том числе и те, которым довелось стать свидетелями событий 75-летней давности, о которых лучше всего можно сказать, процитировав поэтессу Ольгу Берггольц "Никто не забыт, ничто не забыто". Особое место среди них занимают маяки Ладожского озера, двум из которых, работавшим на знаменитой "Дороге Жизни", и посвящен этот материал.

dji_0878_1.jpg


Осиновецкий маяк и историческая гавань. Фото: А.В.Стрельников.

Осиновецкий маяк построен в 1911 году на мысе Осиновец на юго-западном побережье Ладоги. В Осиновецкой гавани, недалеко от маячной башни начинались ледовый и водный участки трассы "Дороги Жизни", ставшей спасительной для Ленинграда. Уже 12 сентября 1941 года к мысу Осиновец подошли две баржи, доставившие 626 тонн зерна и 116 тонн муки.

Первоначально в бухте отсутствовала инфраструктура для погрузки на корабли эвакуируемых ленинградцев, приема и отправки грузов. Вначале грузы переправляли на суда на шлюпках и плотах, но вскоре в гавани были проведены дноуглубительные работы, сооружены пирсы, оборудованы подъемные краны. К Осиновецкому "Мысу Надежды", как называли его ленинградцы, была подведена узкоколейная железная дорога, в близлежащих лесах сооружены склады, был создан крупный перевалочный пункт, сыгравший важнейшую роль в обороне города и спасении сотен тысяч его жителей. Суточный объем принимаемых портом грузов достигал 2 тысячи тонн. Маяк и порт постоянно подвергались налетам вражеской авиации и артиллерийскому обстрелу с южного берега Ладоги. Но, несмотря на все старания противника, порт продолжал свою работу по спасению осажденного города.

dji_0867_1.jpg


Осиновецкий маяк. В левой части кадра - музей "Дорога Жизни". Фото: А.В.Стрельников.

Маяк в ходе войны работал в так называемом "манипуляторном" режиме. Такой режим работы предполагает подачу светового сигнала только по требованию.

151a7042.jpg


Маяк Сухо. Мемориальная доска в память защитников острова. Фото: А.В.Стрельников.

Другой герой обороны Ленинграда – Маяк Сухо – был основан в 1827 году на маленьком каменистом островке в 20 километрах от южного берега озера. Ныне действующая маячная башня возведена в 1891 году.

С началом Великой Отечественной войны для охраны входа в Волховскую губу и для обеспечения защиты судоходства в южной части Ладожского озера на острове Сухо был оборудован опорный пункт, который занимал гарнизон из 70 моряков и батарея из трех 100-мм орудий. Командовал гарнизоном старший лейтенант И.К. Гусев. Военные приготовления на Сухо были обусловлены тем, что этот крошечный островок имел большое значение для прикрытия Большой трассы Дороги Жизни. Как показали дальнейшие события, решение разместить на Сухо гарнизон и орудия оказалось верным.

151a7097.jpg


Маяк Сухо. Следы попаданий снарядов. Фото: А.В.Стрельников.

С целью блокирования Большой трассы Дороги Жизни немцы разбработали операцию "Бразиль", направленную на захват острова Сухо. В ночь на 22 октября 1942 года большая группа судов, состоящая из 16 хорошо вооруженных самоходных паромов и 7 десантных ботов, атаковала остров. Завязался тяжелый неравный бой, немцам удалось разбить пулеметные гнезда и вывести из строя два из трех 100-мм орудий, поджечь маяк. Командир гарнизона был ранен пять раз. Защитники островка вели рукопашные схватки с высадившимся немецким десантом.

Обстановка складывалась для гарнизона Сухо самым неблагоприятным образом. Тем не менее, военное счастье оказалось на стороне обороняющихся. Находившийся неподалеку тральщик ТЩ-100 не только сразу же поспешил к месту начавшегося боя, но, что самое главное, оперативно сообщил командованию о немецкой атаке. Благодаря подошедшим силам Ладожской флотилии и воздушной поддержке авиации Краснознаменного Балтийского флота,  удалось отбить немецкую атаку, потопить часть самоходных паромов, десант на острове был лишен поддержки с кораблей и пленен.

151a7365.jpg


Маяк Сухо. Следы осколочных попаданий на фонарном сооружении. Фото: А.В.Стрельников.

Красноречивее всего о бое за остров скажут лаконичные строки, написанные командиром обороны Сухо и выбитые на памятной доске на маяке: "4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолеты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побили много фашистов… Командир обороны Гусев И.К"...