Как мы искали самолёты Алсиба. Часть первая. Мистика без тайн

Чукотка разрешает вылет. Фото: Вадим Витовцев
Чукотка разрешает вылет. Фото: Вадим Витовцев

В составе экспедиции Русского географического общества и Минобороны России по поиску самолётов, переправлявшихся в годы войны по трассе Аляска — Сибирь, знаменитому Алсибу, был и наш друг, член РГО Алексей НИКУЛИН. Известный журналист, кинодокументалист, автор и идеолог проекта "Русский след" подготовил серию материалов, особую ценность которым придаёт ощущение самой атмосферы поиска. Сегодня мы публикуем первую часть его заметок.

…На результативность наших поисков сильно влияет погода, про которую после месяца, проведённого на Чукотке, я очень много чего могу рассказать. За месяц здесь точно можно изучить все виды местного дождя и ветра. Виды пурги буду изучать в следующий раз. Или нет — лучше по интернету.

img_8599.jpg

Погода на Чукотке командует всем и всеми. Фото: Евгений Лоснов
Погода на Чукотке командует всем и всеми. Фото: Евгений Лоснов

В 8:30 утра — это у нас время коллективной молитвы — метеобоги милостиво отпускают нас в небо или равнодушно прибивают к бетону. Тут поневоле начинаешь верить в приметы, символы, амулеты и талисманы. И прочую мистику. Во всё, только чтобы склонить к сотрудничеству поисковую удачу.

Члены поисковой партии РГО, например, получили в подарок чукотский амулет — голову орла, вырезанную из моржового клыка. Кроме того, я взял с собой часы, которые один раз как минимум проделали путь по Алсибу во время войны. Это швейцарские часы Longines моего деда Никулина Ивана Ивановича, которые, согласно семейной легенде, были привезены ему по Алсибу лётчиком из Америки. Правда, исходя из специфики его службы и засекреченного периода службы с 1942 по 1945 год, у меня есть основания считать, что дед их привёз по Алсибу сам.

dscf3435.jpg

Эти часы уже однажды побывали на Алсибе. Фото: Алексей Никулин
Эти часы уже однажды побывали на Алсибе. Фото: Алексей Никулин

Перед отъездом на Чукотку я почему-то вбил себе в голову, что, если я возьму его часы с собой и буду надевать на поиск, капризная удача будет с нами. Взятый как талисман "швейцарец" сработал с первого раза. Впрочем, впоследствии часы помогли нам ещё несколько раз.

Первый найденный нами самолёт Ли-2, произведённый в 1957 году на 128-м авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, слегка разочаровал — он потерпел катастрофу на трассе Алсиб уже после войны.

Однако сам опыт первой разведки сезона-2022 показал — нам везёт! Совместная работа экипажа нашей "стрекозы" Ми-26, архивной работа, работа поисковой партии и, наконец, работа с населением в комплексе дали конкретный результат. И, оказывается, у местного "Радио Пурга" большая и неравнодушная аудитория — после нашего похода в студию было много звонков от оленеводов по местам падения самолётов.

95174e2c-bff5-4b16-b6d0-d4b736064d64.jpeg

Наш надёжный помощник Ми-26. Фото: Фото: Алексей Никулин
Наш надёжный помощник Ми-26. Фото: Алексей Никулин

Да и в целом тема Алсиба здесь, на Чукотке, на слуху — зайдёшь в магазин, а там по радио идёт короткий пятиминутный спот: "В этот день на воздушной трассе Алсиб".

Неудивительно, что оленеводы так живо откликаются. Интересный момент, который мы выяснили позже при обнаружении мест падений: самолёты, упавшие не в горах, а в тундре, служат им своеобразными ориентирами при перегоне оленей от одного стойбища к другому. Надпись "5 бригада", нацарапанную на крупных фрагментах, нам впоследствии приходилось видеть на местах катастроф. Правда, точных координат, как правило, нет, чётких ориентиров — тоже. Да и вся информация относительно мест падения самолётов, их координат, причин аварий, наличии груза и захоронений экипажей разрозненна, приблизительна и нуждается в проверке и уточнении. Собственно, единая база, объединившая бы все сведения, добытые в результате архивного, полевого поиска и работы с местными жителями, — это и есть основная цель экспедиции РГО.

Читайте также: Почему секретная воздушная трасса от Аляски до Сибири стала настоящей дорогой жизни для СССР в годы войны

Найденный нами Ли-2 на первый взгляд вроде бы никак не продвигал нас в нашем поиске. Но, как выяснилось позже, я ошибался.

img_8337.jpg

Фрагмент найденного ранее Ли-2. Фото: Евгений Лоснов
Фрагмент найденного ранее Ли-2. Фото: Евгений Лоснов

Чукотка была самым сложным этапом на трассе Алсиба и первым отрезком на территории СССР после Фэрбенкса и Нома. Именно по этой причине посёлок Эгвекинот стал для нас очередным опорным пунктом для продолжения поисков: первый аэродром на советской стороне Уэлькаль тоже находится в заливе Креста. В этом районе обозначены места падений нескольких потерянных на Алсибе самолётов.

Посёлок считается рекордсменом по количеству солнечных дней в году, да и внешне выглядит весьма жизнерадостным — архитектура и жизнеутверждающие цвета призваны радовать взгляд на фоне серых гор, декорированных вечными снежными проседями.

photo_2022-07-13_11-47-23.jpg

Посёлок Эгвекенот. Фото: Александр Морев
Посёлок Эгвекинот. Фото: Александр Морев

В посёлке находится очень достойный краеведческий музей, в котором есть достаточно обширная экспозиция, посвящённая воздушной трассе Алсиб.

Очень важный документ — записки бортрадиста Е. Д. Глазкова — проливает свет на многие эпизоды Алсиба и катастрофы, произошедшие на трассе. Записки находятся в музее, куда были переданы автором ещё в начале 90-х. А кому ещё можно было передать такой уникальный документ? Музей давно вышел за рамки музейной функции и стал неким поисковым центром, объединившим энтузиастов и подвижников.

photo_2022-07-13_13-07-49.jpg

Фрагмент музейной экспозиции, посвящённой Алсибу. Фото: Вадим Витовцев
Фрагмент музейной экспозиции, посвящённой Алсибу. Фото: Вадим Витовцев

В данном случае поисковые "локомотивы" — это директор музея Елена Рогозина и поисковики Евгений Моргун и Вадим Березников. Мы объединили усилия, и наша первая совместная разведка — поиск транспортного Douglas С-47, разбившегося в горах 29 мая 1943 года.

Для простоты мы между собой каждый разыскиваемый самолёт называли по имени командира...

Продолжение следует.