Как мы искали самолёты Алсиба. Часть шестая. "Аэрокобра"?

Как мы искали самолёты Алсиба. Часть шестая. "Аэрокобра"? Как мы искали самолёты Алсиба. Часть шестая. "Аэрокобра"?

27.07.2022. 10:30. Вылетаем в район аэродрома Марково на поиски предположительно двухмоторного бомбардировщика Boston A-20.

Это по информации, полученной из авиалесоохраны. Большую часть маршрута летим в молоке. Ближе к Маркову входим в полосу переменной облачности. Шансы найти повышаются. Я, правда, абсолютно расслаблен — основную задачу мы уже выполнили, а если найдём ещё один самолёт, это будет нашим законным бонусом.

К концу второго часа выходим на точку, о чём Павел Филин сообщает командиру. Аномалия есть, но сверху мало напоминает то, что ищем. Командир тоже, видимо, ожидал увидеть нечто более грандиозное и продолжает нарезать виражи. Круг, ещё один, заходим на нефтяную вышку и возвращаемся опять в исходную точку. Очевидно, это всё же то, что мы ищем.

Высаживаться приходится спешно. Фото: Елена Климанова

Высаживаться приходится спешно. Фото: Елена Климанова

Командир делает попытку сесть, но шасси мгновенно влипает в топь — несколько минут, и мы пригладим тундру своим голубым брюшком. Наша поисковая группа высаживается — экипаж поищет место получше и вернётся за нами через два часа. Вертушка буквально выдувает нас из своего чрева, и мы тут же теряем ориентировку — вроде бы где-то рядом с аномалией, может, метров сто или чуть больше, а за высокой травой ничего не видать. Жаль аккумуляторов, но что делать — поднимаем коптер.

Сориентировались — мы, оказывается, совсем рядом. Идём аккуратно — очень не хочется провалиться и вымокнуть. Через минут пять видим то, что когда-то было самолётом. И совсем не тем, который мы искали. Двумя двигателями и не пахнет, даже одного не видать. На нашу удачу, место, где лежит центроплан, довольно сухое — хоть в этом везёт. Но в сторону не отойти — полноценное чукотское болото. Осматриваемся. Центроплан цел, но кабины нет, верхней части тоже, законцовки крыльев обломаны, передняя и задняя части фюзеляжа тоже. Хвостовую часть находим ближе к небольшому озеру, метрах в двадцати. Всей толпой наваливаемся и выдираем её из травяного плена — на коричневом фоне чётко проявляется белая звезда.

Уже хорошо знакомая нам эмблема ВВС Армии США. Фото: Елена Климанова

Уже хорошо знакомая нам эмблема ВВС Армии США. Фото: Елена Климанова

Возвращаемся к центроплану, пытаемся понять тип машины. Слева находим совсем небольшой фрагмент пилотской двери. На первый взгляд неочевидно, но мы, неплохо зная устройство и особенности лендлизовской техники, уже не сомневаемся.

Снизу под ногами пилотской кабины обнаруживаем вал — это, вероятно, "Аэрокобра" Р-39. Этот истребитель имел уникальную конструкцию для того времени — боекомплект впереди, двигатель сзади. Между лопастями и двигателем пилотская кабина и длиннющий вал. А ещё у него была пилотская дверь — и именно с левой стороны. Впрочем, это может быть и P-63 "Кингкобра" — компоновка такая же, но при таком состоянии машины более точно мы это установить не можем.

Непросто опознать модель самолёта, если его уже хорошенько

Непросто опознать модель самолёта, если его уже хорошенько "обобрали". Фото: Елена Климанова

Под крыльями обнаруживаем тросы и бочки из-под американского бензина — самолёт явно кто-то пытался отсюда вытащить. Оно и понятно — на фронте нужна была каждая машина. Но вывезти отсюда даже такой относительно небольшой "агрегат" техническими средствами того времени — это было из области ненаучной фантастики. Поэтому технари и обобрали "Аэрокобру" как покойника, сняв всё, что можно вывезти: двигатель, вооружение, боекомплект, радиооборудование, рычаги, приводы — как говорится, в кулацком хозяйстве и пулемёт не помеха.

Дверь кабины. Фото: Елена Климанова

Дверь кабины. Фото: Елена Климанова

Складывается впечатление, что мы имеем дело не с катастрофой, а с аварией — истребитель явно совершил вынужденную посадку.

Как ни странно, следы этой аварии не удалось обнаружить ни в одном архивном документе. И кто знает, может, однажды это вырастет в очередную загадочную историю? Поживём — увидим.

P.S. И всё-таки это оказалась "Кингкобра". Позже специалисты идентифицировали самолёт по характерным деталям.

Продолжение следует.

Алексей Никулин

 

Материалы по теме
Все
Экспедиции
Новости
Статьи и репортажи
15 декабря 2023
Выставка РГО «Алсиб. Территория мужества» откроется в парке «Патриот»
Экспозиция будет работать в музейном комплексе «Дорога памяти» с 15 декабря
Подробнее
27 сентября 2023
«Сравнивал себя с камикадзе»: что нашла экспедиция РГО на трассе Алсиб в 2023 году
Подробнее
22 августа 2023
Восстановить память: специалисты РГО обследуют маршруты воздушной трассы «Аляска — Сибирь»
Подробнее
25 июля 2023
Алсиб. 3-й сезон
Подробнее
21 июля 2023
Правнучке героя Алсиба вручили памятный жетон из металла самолёта её прадеда
Подробнее
29 декабря 2022
Что нашли поисковики в ходе второго сезона экспедиции по исследованию трассы Алсиб
Подробнее
28 декабря 2022
Стань участником нового сезона экспедиции "Алсиб"
РГО принимает заявки до 1 марта 2023 года
Подробнее
08 декабря 2022
На телеканале "Моя Планета" пройдёт премьера фильма "Алсиб. Хроники воздушной трассы"
Документальная лента расскажет о втором полевом сезоне экспедиции
Подробнее
Показать еще Загрузка