Как мы искали самолёты Алсиба. Послесловие

80 лет нас отделяют от событий, происходивших на трассе Аляска — Сибирь. Фото: Алексей Никулин
80 лет нас отделяют от событий, происходивших на трассе Аляска — Сибирь. Фото: Алексей Никулин

Зачем нам помнить об Алсибе? И вообще, что современному человеку даёт знание истории?

Из отчёта научного руководителя экспедиции Русского географического общества Павла Филина:

"В 2022 году экспедицией РГО был сделан акцент на обследовании самолётов, разбившихся в ходе перегона, а также различных объектов техники, поставлявшейся по программе ленд-лиза из США в СССР. За годы войны было перегнано от 7831 до 8094 самолётов (всего в СССР за годы войны было поставлено союзниками 22 195 самолётов). Типы перегоняемой техники: бомбардировщики В-25, А-20; истребители Р-40, Р-39, Р-63, Р-47; транспортные самолёты С-46, С-47; учебно-тренировочный АТ-6. Из перегнанных самолётов 81 самолёт был разбит (порядка 1%), 115 лётчиков погибли. Основными причинами аварий были крайне сложные метеорологические условия, недостаточное знание условий полёта по маршруту и слабое метеообеспечение, недостаток опыта пилотирования иностранной техники. Отметим, что практически все погибшие экипажи и самолёты по трассе были обнаружены сразу по свежим следам ещё в годы войны. Затем многие годы в связи с тем, что трасса являлась секретной, о ней не вспоминали и большого интереса к упавшим самолётам не проявляли, тем более что находились они в крайне труднодоступной местности".

20220708_063737.jpg

Алсиб — это не только наше прошлое, возможно, это задел на будущее. Фото: Алексей Никулин
Алсиб — это не только наше прошлое, возможно, это задел на будущее. Фото: Алексей Никулин

Большая часть читателей, прочитав материалы об Алсибе, а впоследствии посмотрев и фильм, скажут, что да, это наше героическое прошлое, которое надо знать, помнить и извлекать уроки. Но Павел Филин полагает, что Алсиб — это наше настоящее и будущее:

"У нас единственная связующая дорожка, которая собирает в единое целое нашу страну, идёт по югу — это Транссиб, а по северу — это Северный морской путь. В этом как раз и заключается гениальность решения о создании трассы Алсиб: нужно было создать этот коридор, который бы и по центральной части связывал в единое целое нашу страну. Это была фантастическая инфраструктура по своим капитальным вложениям, но которая отработала эти вложения на все тысячу процентов. И во время войны, и в послевоенный период, и работает до сих пор. Многое из того, что было создано тогда, сейчас расширяется, работает и, я уверен, является заделом для нашего дальнейшего развития".

В той войне мы с американцами были союзниками. Правда, не всегда мы вспоминали об этом, да и сама трасса Алсиб была засекречена даже после войны. Вспомнили об этом эпизоде нашей общей истории только в начале 70-х, когда в горах Чукотки геологи обнаружили самолёт иностранного производства с останками экипажа. С советскими документами, но с американской экипировкой. Отношения между нашими странами были прохладными до ледяных, и тайну гибели этого экипажа долго не удавалось установить: "Найденные документы и вещественные доказательства были изъяты милицией и утеряны".

1aa9c7a3-7fda-4c61-9c91-67744d3ba025.jpeg

Алсиб соединил расстояние в тысячи километров и судьбы сотен людей. Фото: Алексей Никулин
Алсиб соединил расстояние в тысячи километров и судьбы сотен людей. Фото: Алексей Никулин

Шли годы, менялись отношения — от потепления до очередного "ледникового периода". И нынешние времена не исключение — сейчас снова наступили времена, когда о нашем союзе в общей борьбе против нацизма вроде как и говорить не с руки.

Но историческая справедливость требует помнить исторические факты вне зависимости от текущей геополитической ситуации. Иначе мы обречены повторять ошибки и стать "второгодниками" с невыученными историческими уроками.

gwpygmlwg3n2.jpg

Способность помнить доброе — свойство нашего народа. Архивное фото

Как мне кажется, мы, русские хотя, может, и не идеальны (впрочем, а кто тут у нас такой идеальный?), но обладаем обострённым чувством справедливости. И эта справедливость требует помнить о военных поставках, которые мы получили от США в годы войны. Да не бесплатно. Но историческая благодарность американскому народу за ту помощь, которую получила наша страна в самый трагический период нашей истории, — это нормально. В духе нашего национального характера.

Пусть помощь и не была решающей, но она была своевременной и сохранила миллионы жизней наших соотечественников. И то, что Русское географическое общество вспомнило об этом, направив на Чукотку нашу экспедицию, говорит именно о нашей исторической справедливости вне сиюминутной конъюнктуры. В этом смысле американцам стоит брать пример с нас и вспомнить гравировку на часах, отправляемых нам по Алсибу: "Геройскому народу СССР".

Будучи в экспедиции, мы с Павлом Филиным частенько вели беседы с тегом #азачемнужнаистория. Зачем современному человеку вообще необходимо знание истории, в чём её прикладное значение? Что касается меня, то я формулу сформулировал давно: знание истории даёт возможность разобраться в настоящем и предсказать будущее. Это, скажем так, трезвый расчёт — из области разума и здравого смысла.

alsib-trassa-3.jpg

Советские и американские военные лётчики в начальной точке Алсиба. Архивное фото

Но есть ещё один аспект — физиологический. Дело в том, что люди, потерявшие в результате травмы память, остаются при этом во всех прочих ипостасях вполне полноценными людьми. Они могут научиться чему угодно, например водить машину, самолёт или выучить иностранный язык. Единственное, чего они не могут, — это смоделировать своё будущее. Ни на год, ни тем более на жизнь. И красивая, мало что объясняющая, фраза "без прошлого нет будущего" обретает совершенно конкретный и очевидный смысл. И если кто-то хочет "отформатировать" память, значит, это кому-то… выгодно.

dsc04563.jpg

Памятник лётчикам Алсиба в городе Фэрбенксе на Аляске. Фото: Анатолий Кочнев
Памятник лётчикам Алсиба в городе Фэрбенксе на Аляске. Фото: Анатолий Кочнев

Надпись в американском городе Фэрбенкс на памятнике героям Алсиба актуальна и сегодня: "Установление мира на земле не может быть делом одного человека, одной партии или одного народа. Это должен быть мир, построенный на усилиях всего человечества. Франклин Делано Рузвельт".

Напоследок процитирую Александра Сергеевича Пушкина: "Жалок народ, для коего прошедшее не существует".

20220713_122228.jpg

Алсиб — одна из тех экспедиций РГО, которая долго не отпускает. Фото: Евгений Лоснов
Алсиб — одна из тех экспедиций РГО, которая долго не отпускает. Фото: Евгений Лоснов

Русское географическое общество, кинокомпания "Скайфёст" и редакция документального цикла "Русский след" благодарит Эгвекинотский краеведческий музей за предоставленные материалы и помощь в проведении экспедиции.

Специальная благодарность: Елене Рогозиной, Вадиму Березникову, Евгению Моргуну, Владимиру Сертуну, экипажам вертолётов Ми-26 и Ми-8.

Алексей Никулин