Как на Колыме Новое Солнце встречали

Автор фото: Валерий Остриков

В дни летнего солнцестояния Магадан отметил… Новый год. Эвенский.  Традиционный национальный праздник Нового Солнца «Хэбденэк» проходит в столице Колымы с 1997 года. И каждый раз число его участников увеличивается кратно.

Удивляетесь? Зря! Как уверяют магаданцы и гости города, обряды уникального торжества помогают любым мечтам обрести крылья. По поверьям, в это время открываются двери в «верхний мир», и высшие силы внимательны к устремлениям людей. Конечно, если задолго до рассвета на сакральной поляне в устье реки Дукча человек завяжет цветной лоскуток-желание на веревке дэлбургэ. Символ небесных врат, как правило, натягивается между двумя лиственницами, олицетворяющими дерево-мать Хякита Энин и дерево-отец Хякита Аман.

1.jpg

Автор фото: Валерий Остриков

Подойти к ритуалу необходимо с чистыми помыслами: общение со Вселенной требует гармонии с собой и миром. Обретается она, пока не заалело небо. Сначала старейшины родов обращаются к небесным богам и духам земли - тоор муранни, воды - мо муранни, задабривают духа огня - тог муранни. Дух огня эвены считают покровителем семьи, ее счастья и благополучия. Тог муранни дарует людям тепло и уют, предупреждает об опасности, помогает справиться с угрозами множества духов тундры, сопок, перевалов, скал, леса и рек, деревьев и трав…

2.jpg

Автор фото: Валерий Остриков

Вслед за мудрыми хранителями традиций древнего народа Охотоморья все участники праздника благодарят матушку-природу и просят об удаче в новом году. Веточки и дым багульника - хэнкэс, пляска Шамана, обращенная к Верховному божеству Хэвки, помогают каждому очиститься, избавившись от обид, недовольств, злобы.

Священные ритуалы «Хэбденэка» приближают появление Хусил-лебедей, которым свыше дано соединить Землю и Небо, возвратить благополучие, удачу, счастье и радость жизни современникам и будущим поколениям северян. Проплывают чудо-птицы над поляной в сопровождении священного оленя Сэвэк.

3.jpg

Автор фото: Валерий Остриков

А достигнув обрядного круга, обретают образ грациозных девушек, завораживающих публику волшебным танцем. Изумительна пластика артистов ансамбля песни и танца народов Севера «Энер». Столько нежности в плавных движениях!

4.jpg

Автор фото: Валерий Остриков

Между тем хореографическое действо под звуки бубнов точно взрывает пространство. Окутавший землю густой туман пронизывают солнечные лучи! И магическая сила муксун от Хозяйки Вселенной и человеческого рода Эниэ-буг наполняет все вокруг радостью.

Нёлтэн, нёлтэн эмрынэ! Хэбденеку эмунэ!

Солнце, солнце взошло, новое время пришло.

В такие минуты предки эвенов слагали свои гимны Солнцу. Каждый раз новые. Не принято у северных народов повторять уже сказанные слова, обращенные к Небу мелодии. Конечно, сегодня старательно записанные этнографами, фольклористами в разные годы песни бабушек-прабабушек исполняют молодые певуньи. Впрочем, и почтенные представители различных стойбищ, родов не безучастны на этом торжестве: поют так страстно и вдохновенно, что дают фору молодежи. Голоса у всех по-прежнему звонкие, чистые. Неудивительно, что победу в конкурсе запевал «Хэде» одержала нынче 84-летняя Лидия Минеевна Зиновьева из поселка Эвенск. С первыми же нотами запева закружились в уносящем к счастью хороводе как коренные жители Севера, так и весь приезжий люд, поднявшийся ни свет ни заря, чтобы окунуться в удивительную атмосферу «Хэбденэка», прикоснуться к непостижимому, познать секрет, как удается древним этносам сохранять духовное богатство предков и в современном суетном мире оставаться хозяевами своей судьбы.

 

5.jpg

Автор фото: Валерий Остриков

В самобытной культуре малочисленных народов Севера особое отношение к Памяти. Если не помнить своих корней, не следует питать надежды на будущее, считают эвены. Тогда погаснут все звезды, уверяют они. Поминовение духов предков у священного огня – обязательный ритуал в Праздник Нового Солнца. В этом году на сакральной поляне почтили память и далеких праотцов, и погибших воинов страны – тех, кто не вернулся домой с Великой Отечественной, Второй мировой войны, чья жизнь оборвалась при защите интересов России в локальных вооруженных конфликтах на планете, кто сложил голову, отстаивая суверенитет и независимость Отчизны в специальной военной операции на Украине. «Свеча памяти» - для каждого из нас символ неугасимого огня добра, пламени гордости за подвиг народа, освободившего мир от коричневой чумы. «Никто не забыт, ничто не забыто».

 

51773182-193a-475d-be75-009d33e2fc44.jpg

Автор фото: Валерий Остриков

Торжество продолжили концертные выступления профессиональных и самодеятельных артистов, спортивные состязания. Развернулась ярмарка декоративно-прикладного творчества и косторезного искусства коренных народов Севера «Нёлтэн». В уютно расположившихся повсюду стойбищах хранительницы очага соревновались в гостеприимстве, потчуя гостей приготовленными на костре ухой, ароматным чаем с лакомствами. А мастерицы они, каких поискать!

Скучать некогда было: успеть бы все увидеть, во всем поучаствовать.

7-a.jpg

Автор фото: Валерий Остриков

Как подметила талантливый ученый-этнограф, уроженка старинного села Тайуск Ульяна Григорьевна Попова, стоявшая у истоков этнографических исследований в лаборатории истории и этнографии Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института им. Н.А. Шило Дальневосточного отделения Российской академии наук: ведя кочевой образ жизни, эвены, несмотря на все трудности бытия, жили полнокровно, благодаря древним обычаям. Их обряды, традиции обладали колоссальной силой воздействия на образ мыслей, поведение, поступки. Целый свод неписанных законов рода помогал человеку по максимуму использовать все, чем наградила его природа. Не одно десятилетие провела Ульяна Григорьевна в экспедициях, изучая быт, фольклор, историю племен малочисленного северного народа. В 1981 в Москве издательством «Наука» выпущена ее монография «Эвены Магаданской области: очерки истории, хозяйства и культуры эвенов Охотского побережья 1917–1977 гг.» - первое систематизированное историко-этнографическое исследование этноса. «В англоязычной традиции исследователей, подобных У.Г. Поповой, называют «native anthropologist», подчеркивая их своеобразное «представительство» от аборигенных народов в антропологической науке», - заметила кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ им. Н.А. Шило ДВО РАН Людмила Хаховская. Анализ этнических праздников привел известного российского этнолога к выводу, что такие культурные феномены как «Хэбденэк» отвечают нерациональным ментальным потребностям коренных жителей Колымы, укрепляют особый статус эвенов в культурном и социальном пространстве региона. Они представляют огромный интерес для людей разных национальностей, возраста, взглядов и убеждений как своей мощной энергетикой, так и постижением простых истин: каждому человеку дано от природы немало: ум, но его нужно постоянно развивать; тело, а оно требует закалки, спорта; чувства, которые необходимо воспитывать, иначе окостенеют, умрут. А еще – не станешь цельной личностью в одиночку. Важно уважать тех, кто был до тебя, тех, кто рядом, и кто придет тебе на смену.

a6f69a43-a8d4-457d-975d-c756770f1ebe.jpg

Автор фото: Валерий Остриков

Закономерно, что «Хэбденэк» - самый массовый и популярный праздник в Магаданской области. По праву стал он этнокультурным брендом территории.