Как путешествуют по всему миру с детьми и какие опасности встречаются в путешествиях на воде?

Изучение географии на практике
Изучение географии на практике

Сегодня в Русском географическом обществе насчитывается около 22 500 человек. Большая часть из них – известные российские путешественники, которые предпочитают отправляться в дальний путь в одиночку: Фёдор Конюхов, Матвей Шпаро и многие другие. Однако есть и те, кто с удовольствием путешествует по всему миру со своей большой семьёй, как Марина Клочкова, член Московского городского отделения РГО. Семья путешественников изучает мир, преодолевая все расстояния на яхте. В состав команды входят: Андрей Клочков (капитан), Марина Клочкова (старпом), старшая дочь Наташа (береговой штаб экспедиции) и младшие дочери Настя и Лада (младший корабельный состав). За 10 лет они побывали в самых отдалённых и необычных местах планеты: Бора-Бора, Карибские острова, Антарктида, остров Пасхи и многих других. Марина Клочкова рассказала Русскому географическому обществу, каково это – путешествовать с маленькими детьми и что самое сложное в путешествиях на воде.

– Ваша с мужем мечта переросла в настоящее семейное дело. Как вы считаете, будет ли ваша тяга к путешествиям передаваться из поколения в поколение?

– Думаю, будет. Скорее всего, жизнь девочек тоже будет связана с путешествиями. Кругосветное плавание – это просто их образ жизни, привычная и не пугающая среда. И даже если они захотят осесть где-то на земле, скорее всего, путешествовать будут много. Старшая дочь, к примеру, хочет работать на экспедиционных яхтах, которые возят туристов и исследователей, скажем, в Антарктику. Главное, что они обе понимают, что далекие путешествия – это не недоступная мечта, это может стать образом жизни и главным делом.

shvartuemsya_v_arktike.jpeg

Швартуемся в Арктике
Швартуемся в Арктике

– Для вас выход в море – это прежде всего семейное путешествие или очередное испытание?

– Для нас выход в море – это просто очередной этап Пути. Любой выход навстречу стихии – это всегда испытание, особенно если переход долгий и трудный. Мы уже привыкли не бояться, если, конечно, это не что-то из ряда вон, вроде перехода через Тихий океан по 37-й параллели, "ревущим сороковым" и "неистовым пятидесятым" через мыс Горн, или не поход в Антарктиду. Туда, конечно, было выходить страшновато.

– Как часто вы путешествуете в полном составе семьи?

– Мы всегда в полном составе. За последние 10 лет я не помню ни одного путешествия, чтобы мы в нём были не все вместе.

semya_puteshestvennikov_travely-family.jpeg

Семья путешественников Travely-Family
Семья путешественников Travely-Family

– Какое путешествие вам запомнилось больше всего?

– Пока самым ярким был тот самый двухмесячный "нон-стоп" по Тихому океану из тропиков в Субантарктику через мыс Горн и, собственно, поход в Антарктиду.

По пути через Тихий океан мы прошли через острова-призраки 30-х широт Южного полушария. Среди них – легендарный остров Мария-Тереза (Табор) из Жюля Верна. Именно на нём, по роману "Дети капитан Гранта", потерпел крушение капитан Грант. Пройти по 37-й параллели было нашей несбыточной детской мечтой. И в этой экспедиции мы сделали это, пройдя через все возможные точки координат острова Табор, от Жюля Верна до современных морских карт. А по пути сделали ряд географических "закрытий" – прошли через координаты остальных фантомных рифов – Вачусетт, Эрнест-Легуве, 1957, – практически подтвердив, что их нет.

Прохождение мыса Горн и последующий парусный поход в Антарктиду были довольно напряжёнными морально. Обычно здесь ходят только экипажи, состоящие из взрослых крепких мужиков и не менее крепких дам, которых меньшинство. Семьи с детьми, кто прошёл Горн и тем более Антарктиду, во всём мире можно перечесть по пальцам одной руки. Это один из сложнейших районов для навигации. А пролив Дрейка – ещё и самый опасный пролив. На его дне покоятся более 800 кораблей. И при этом Антарктида – это место, куда хотим вернуться. Только уже на металлической лодке. Мы с детьми не ожидали, что Антарктида впечатлит нас настолько. Голубые льды и гудящие горы, треск ледников и махины айсбергов… Радушный приём полярников. Пингвины эти смешные. Такие увальни, а как попадают в море, становятся чемпионами мира по плаванию, взмывают, как дельфины, из воды. И даже резвее. Киты, тюлени и прочие морские слоны – это просто невероятно.

Африканская Гамбия, остров Пасхи и Питкерн тоже произвели неизгладимое впечатление, а также Маркизские острова, особенно Фату-Хива.

Трудно выделить какое-то одно-два места. Все были невероятными по-своему.

za_potaennym_vhodom_v_protoku_otkryvaetsya_zateryannyi_tropicheskii_mir.jpeg

За потаенным входом в протоку открывается затерянный тропический мир
За потаенным входом в протоку открывается затерянный тропический мир

– Действительно ли на корабле есть особые приметы? И каким вы следуете во время путешествий?

– Есть распространённая примета: женщина на корабле – к беде. Если ей следовать, то придётся нашему капитану ходить по миру одному. Примета родилась давно, и понятно почему. Представьте себе дальнее многомесячное плавание, десятки одуревших от тяжёлой работы, голодных до женской ласки мужчин. Появись среди них женщина, что будет? Драка, в лучшем случае. А потом беда.

Есть ещё примета – не выходить в пятницу в море, как в песне – "Компания "Ллойд" не страхует суда, выходящие в пятницу в море. Если требует погодная обстановка, мы, конечно, выходим в море в любой день. А если нет особой разницы – выйти в пятницу вечером или в субботу утром, то выбираем субботу.

– Что самое сложное в морских путешествиях?

– Самое сложное – решиться идти туда, куда до тебя никто не ходил. Начинаешь думать: а ведь не зря так никто не делает, наверное, там опасно и жутко трудно… Так было с островом Пасхи, куда заходят всего 30 яхт в год, так было и с переходом в 6200 морских миль от Бора-Бора до Огненной Земли через 37-ю параллель и полюс Недоступности. Так было с Антарктидой, конечно. И с Западной Африкой. А по факту, когда ты побеждаешь свои страхи, всё тщательно взвешиваешь, экспедицию подготавливаешь должным образом, мониторишь погоду, учишься уклоняться от штормов, выходят очень интересные маршруты и колоссальный внутренний рост.

 

deti_obshchayutsya_s_kitami-grindami.jpeg

Дети общаются с китами-гриндами
Дети общаются с китами-гриндами

– Куда и где вам интереснее всего путешествовать?

– Скоро мы пойдём по Патагонским фьордам, это должно быть потрясающе, так говорят. Очень интересен Тихий океан – Микронезия, Меланезия, Полинезия. Чтобы их обойти и обследовать, нужен не один год. После нашего марш-броска в полярные широты стали интересны именно они. Хотим вернуться в Антарктиду и провести там месяца два, после кругосветки – дойти до Гренландии, Исландии, севера Канады. Интересен наш, российский, Крайний Север и Дальний Восток. Беда только с российскими формальностями, что усложняет планирование переходов в этом направлении.

– Попадали ли вы в какие-либо чрезвычайные ситуации?

– Однажды южнее Ямайки, когда мы шли от Мексики на Колумбию по краю урагана Ирма, мы решили спрятаться от волн и передохнуть у необитаемого островка. На поверку остров оказался обитаемым десятками мужчин-рыбаков, которые приезжают сюда как на вахту, на несколько недель. У них мощные моторы и быстрые большие лодки. Они нас окружили, оборванные, в немыслимых лохмотьях и с красными глазами, улыбались беззубыми ртами, спрашивали сигарет и ром. Были весьма дружелюбны и потом укатили на берег к бетонным коробкам, где они жили. Но поскольку на берегу не было ни одной женщины или детей, мы решили не проверять, как парни поведут себя ночью или на утро. Потихоньку снялись с якоря и ушли в открытое море.

На Маркизских островах в безлюдной бухте мы с Андреем отравились коралловой рыбой. Рыба питается токсичными кораллами, и токсин накапливается в её мясе. Для рыбы он неопасен, и его никак не определить. Удивительно, что в тот вечер рыбу ели только мы с мужем, а дети даже не стали пробовать. Это был единственный раз такой. Через несколько часов мы слегли с диким отравлением, болями во всем теле и сильнейшей головной болью. И лежали почти месяц. Тело реагировало на воду, как на разряд электрического тока, а чтобы протянуть руку к бутылке с водой, нужно было настраиваться полчаса. Как говорит Андрей, первые три дня мы думали, что умрём. А потом неделю думали, что лучше бы умерли.

nash_kapitan.jpeg

Капитан семьи
Капитан семьи

Дети взяли всё хозяйство на себя. Взаимодействовали с единственными соседями по стоянке, чтобы узнать у местных, как нам помочь. Настя сама делала мне укол. В общем, мы задержались на Маркизах на месяц и по этой причине не успели дойти до Новой Зеландии к началу сезона ураганов. И потому повернули к мысу Горн. Такая цепь событий.

Сильные шторма мы обходим, мониторим погоду и либо замедляемся, пропуская циклон, либо отходим на север, на юг, в зависимости от курса. Несколько раз пережидали 9–10-балльный шторм в дрейфе. На 37-й параллели 12 декабря нас положила на воду аномальная волна. Такие волны блуждают в океане и возникают неожиданно на фоне довольно серьёзного, но не штормового волнения. К счастью, мы все были внутри яхты, да ещё и сидели в этот момент на диванчике с подветренной стороны. То есть сами никуда не улетели. А вот из ящиков и с полок полетело всё то, что за все предыдущие пять лет не двигалось с места.

– Как часто в путешествиях удаётся выйти на связь с родными?

– Когда мы стоим где-то у берега, часто бывает интернет, в Тихом океане он плохой, но есть. Мы пишем родным сообщения и даже звоним через WhatsApp. У нас есть спутниковый модем "Инмарсат", раз в день или раз в два дня из переходов мы выходим на связь с космосом. Доступен только e-mail и прогноз погоды. Пишем родным и друзьям электронные письма и читаем их приветы. Кроме этого наш береговой штаб в лице старшей взрослой дочери присылает нам комментарии подписчиков. Это очень греет душу в утомительном переходе.

– Расскажите, пожалуйста, о ваших дальнейших планах.

– Наша задача – обойти вокруг света. Изначально планировалось идти с востока от Европы на запад. Но поскольку от тропических циклонов юга Тихого океана мы убежали слишком далеко на юго-восток, думаем замыкать круг на восток вместо первоначального плана идти на запад. Пройдём через оставшиеся два Великих мыса – мыс Доброй Надежды и Южный мыс Тасмании. Этого тоже никто с детьми ещё не делал, в постсоветском мире точно, а может, и во всём мире. Но это не единственная причина выбора маршрута. Так мы быстрее замкнём круг и выйдем на второй. Доберёмся до Таиланда, откуда сможем полететь домой на несколько месяцев, это самый дешёвый вариант по билетам. Очень скучаем по мамам и друзьям и по родным местам. Решение будет принято после того, как мы встретим у мыса Горн Фёдора Конюхова и дождёмся на Огненной Земле новых парусов взамен разорванных Южным океаном и проливом Дрейка старых.


За путешествиями Travely-Family можно следить на https://travely-family.com/