Как "Саша из Сысерти" нашёл свою скрепу

Как "Саша из Сысерти" нашёл свою скрепу Как "Саша из Сысерти" нашёл свою скрепу

В конце апреля на территории старого Сысертского завода группа молодых людей провела субботник, который организовал член Свердловского областного отделения РГО Александр Савичев. Вместе со своей командой он преобразовывает бывший завод в музей.

Александру Савичеву 27 лет. По образованию — архитектор, преподаватель географии и специалист по сохранению культурного наследия. По призванию — краевед. Он родился в Подмосковье, но ребёнком с родителями переехал в Сысерть. Этот небольшой городок (чуть более 20 тыс. жителей) в 40 км от Екатеринбурга Александр считает своей настоящей малой родиной.

Основная работа Савичева — Центр внешкольной работы Сысертского городского округа. Одновременно является основателем Бюро экскурсий "Узнай Сысерть". Александр представляется: "Я — Саша из Сысерти". Он любит её так, что заражает своей любовью всех, кого ведёт по городу реальным или виртуальным маршрутом.

Александр Савичев на заводе. Фото: Вадим Осипов

Александр Савичев на заводе. Фото: Вадим Осипов

Сысерть будто припрятана от суеты. Здесь хорошо дышится — вокруг густые сосновые леса, пологие горы, каменоломни и водоёмы. Именно здесь родился Павел Бажов — автор знаменитой книги сказов "Малахитовая шкатулка". Его имя для уральцев — бренд. Это своего рода культурный код, сохранивший в себе историю, географию, язык, этнические особенности и особый социально-экономический уклад, непохожий на то, что было в остальной России XVIII–XIX веков.

А еще Сысерть интересна своими памятниками архитектуры. Все они относятся к XVIII–XIX векам. Среди них главный (и по статусу тоже) — чугуноплавильный железоделательный завод, построенный горным генералом Вилимом Генниным в 1732 году. За три века своего существования он много раз менял конфигурацию. С 1759 по 1912 год заводом владела династия заводчиков Турчаниновых-Соломирских. В 1812-м на Сысертском заводе впервые в России была освоена полировка ядер и картечи, установлены машины для их обработки. В начале XX века заводом владели англичане. Здесь проходили одни из первых стачек рабочих. В разные годы тут производились детали для иностранных тракторов, типографские машины и станки для обувных фабрик. В советское время завод именовался "Электротехнический завод" и стал известен производством роторов-двигателей для стиральных машин "Урал", "Исеть", "Малютка", "Сибирь".

Сегодня от заводских корпусов, которые сохраняют облик XIX века, остались только доменный и мартеновские цеха, мастерские, руины магазина-ярмарки и несколько подсобных зданий.

Старый завод. Фото: Вадим Осипов

Старый завод. Фото: Вадим Осипов

Ещё в детстве я узнал из книжки, что в историческом центре Сысерти два века назад стояли копии античных скульптур, били фонтаны, а в местных оранжереях выращивали ананасы, — рассказывает Александр Савичев. — Стал искать материал о городе: чертежи, истории, фотографии. Оказалось, что Сысерть была похожа на маленький Санкт-Петербург! Таковым его делали заводовладельцы Турчаниновы-Соломирские. Когда стал взрослым, мне захотелось сохранить и восстановить хотя бы частичку того мира. В первую очередь — старый завод в память о всех жителях Сысерти, работавших в этих цехах, и в память о самих заводчиках.

Мечта Александра — сделать завод вторым после Бажова брендом Сысерти. Тем более что они буквально идут рука об руку в истории и культуре. Здесь работал и отец знаменитого писателя, и многие прототипы героев сказов. О фактах жизни писателя на малой родине Савичев рассказывает в своей книге "Бажов Сысертский", изданной в 2018 году.

На исторических и краеведческих исследованиях Александр основывает свои авторские туристические маршруты по Сысерти. За без малого семь лет он провёл 629 экскурсий, на которых побывало 8889 человек. Всего же в его арсенале 17 вариаций маршрутов. Это обзорные экскурсии по городу и бажовским местам, знакомство с архитектурным достоянием Сысерти и подземными ходами усадьбы Турчаниновых. В городе находится фарфоровый завод, издавна известный своими изделиями и ручной росписью посуды. Здесь есть что посмотреть и о чём рассказать. А гости Сысерти, впрочем, как и местные, очень любят слушать Савичева. Его экскурсии — это не заученный текст из путеводителя, а своего рода конферанс, где на главную идею работает всё: шутки, фольклор, антураж и артефакты. Человек не просто прослушал лекцию, а прожил маленькую жизнь.

Первая экспозиция в доменном цехе. Фото: Вадим Осипов

Первая экспозиция в доменном цехе. Фото: Вадим Осипов

Осенью 2020 года я исполнил одну свою мечту взял в аренду помещение на первом этаже мартеновского цеха и вместе с жителями города, волонтёрами, бизнесменами, своими друзьями и семьёй устроил там музей — музей Сысертского завода, рассказывает Александр. Внутри не типичная музейная экспозиция, а аутентичное пространство с сотней уникальных экспонатов: железом, кирпичами, пушечными ядрами, артефактами рабочих завода разных веков.

Каждый, кто побывал здесь, чувствует прикосновение к прошлому. Удивительное ощущение, когда ты осознаёшь, что в этом помещении и сто, и двести лет до тебя работали люди. Они жили в другой Сысерти, но символы и знаки её живы до сих пор.  

Уральская скрепа. Фото: Вадим Осипов

Уральская скрепа. Фото: Вадим Осипов

Символ Сысертского завода-музея уральская скрепа, продолжает Александр. Это восьмёрка, которую сысертские мастера кузнечного дела вручную заворачивали на концах стальных прутов, скрепляющих полутораметровые стены завода. В одиночку кузнец не мог "скрепить" стены. Ему обязательно нужна была помощь товарищей…

То, чем занимается Савичев, по-научному называется сохранением, а теперь уже и созданием "локальной идентичности". Александр и его единомышленники по всей России выявляют ценности конкретной территории — района, города, области. Прежде всего, такие ценности выражены в архитектуре, ландшафте, предметах быта. Но могут быть и нематериальными знаками "особости".

Рабочие завода. Фото: Вадим Осипов

Рабочие завода. Фото: Вадим Осипов

Самый банальный вопрос (он же, как правило, самый актуальный): где взять средства на свои мечты?

Во-первых, хорошие идеи способны привлекать ресурсы. Летом 2020 года автономная некоммерческая организация "Агентство развития Сысерти" выиграла президентский грант на благоустройство территории завода и проведение фестиваля "Лето на заводе". Благодаря мероприятию о Сысерти узнали в стране.

Во-вторых, Савичев активно использует краудфандинг. Это работает! В 2018 году он таким способом собрал средства на свою книгу "Архитектурное достояние Сысерти", которая уже сегодня является раритетом. А буквально на днях собрал средства на издание уже новой книги. "49 историй Сысертского завода-музея" — о прошлом, настоящем и будущем предприятия. Идея книги родилась во время разбора старого архива электротехнического завода, который мог просто оказаться на свалке.

В-третьих, у увлечённых людей есть ресурс необъяснимого личного обаяния. Накануне майских праздников на завод приехали волонтёры из разных городов Урала и России. Представители разных профессий и студенты вузов, они выбрали для себя Савичева и Сысерть в рамках гранта, который реализуется командой проекта "Культурный патруль" Центра молодёжного туризма Москвы.

Волонтеры с артефактами. Фото: Вадим Осипов

Волонтеры с артефактами. Фото: Вадим Осипов

 Подобные волонтёрские акции центр проводит в двадцати городах России, говорит Александр.  А поскольку я стараюсь участвовать во всех организациях, чтобы привлечь к Сысерти внимание и ресурсы, то и вхожу  в "Культурный патруль". И вот там в качестве маленького города,  нуждающегося в помощи волонтёров, предложил Сысерть. Первый такой десант высаживался на завод в сентябре, когда мы с другими волонтёрами сделали первую экспозицию. Сейчас начинаем второй сезон. К концу июня планируем переделать экспозицию и зайти в большое помещение на тысячу квадратных метров. Наша цель — осваивать площади и музеифицировать их.

Волонтёры переносят в здание цеха артефакты, которыми поделились жители города, поддерживающие идею создания музея. Сохранность некоторых экспонатов оставляет желать лучшего. Но Александра это не смущает. Вот, например, старинные резные наличники, изрядно пострадавшие от времени. Ну и что? Савичев намерен их использовать для экспозиции "Окно в историю". Эти наличники будут обрамлять фотографии старого завода, чтобы посетитель мог "увидеть" его в окно. Александр за креативный подход во всём. И ещё ему важно, чтобы музей был максимально доступным для людей. Так что правило "не трогать руками" здесь не работает…

Наталья Паэгле