Канал рек Пинега-Кулой надо восстановить

Архангельское региональное отделение Русского географического общества и Межрегиональная общественная организация Национальная ассоциация маломерного судоходства крайне встревожены удручающим   состоянием и перспективами развити речных водных путей Архангельской области, плачевным состоянием речного флота, судьбой ныне разрушающегося уникального гидротехнического сооружения канала Пинега-Кулой и шлюза «Сотка».

Не лишне напомнить, что значительный вклад в освоение, исследование  Русского Севера, Урала, Сибири, приумножение богатств России был сделан бесстрашными русскими путешественниками, в немалой степени благодаря использованию «Пинежского волока» - старинного речного пути из Архангельска в Мезень из Северной Двины в Мезенский залив по реке Кулой, известному еще из летописных   источников. Пинежский волок на целое десятилетие старше Москвы. Пинега и Кевроль упоминаются даже в уставе Святослава Ольговича в списке новгородских владений 1137 года.

Вековой мечтой всех путешествующих было осуществление соединения каналом рек Пинега и Кулоя вследствие необходимости «волочь» свои суда целых четыре версты «посуху» из реки Пинеги в реку Кулой. Известно, что в 1837 году академику Александру Ивановичу Шренку, «по высочайшему повелению» путешествовавшему по северо-востоку Европейской России, некий пинежский крестьянин рассказал о том, что «50 с лишком лет тому назад» (то есть во 2-й половине XVIII века) между   реками Пинега и   Кулой существовало искусственное сообщение, которое было устроено с целью облегчения сплава корабельного леса.

Вопрос о соединении каналом рек Кулой и Пинега вновь возник уже в начале 1840-х гг. Тогда же был исследован и водораздел между Пинегой и Кулоем. Работавшая в те годы первая Комиссия осмотра лесов и выдела корабельных рощ по Северному округу в отчете за 1840 год, среди прочего, указывала «Для облегчения доставки в реку Пинегу лесов, заготовляемых по рекам Сотке, Кулой, Кельде, Полте и другим рекам и речкам, впадающим в Кулой, а равно и в Мезенском уезде, и прекращения больших денежных расходов, с каковыми объективно бывает сопряжена всякая перевозка лесов гужем, весьма полезно было бы соединить реку Кулой с рекою Пинегой прорытием одной со шлюзом канавы в том месте, где от входящего с реки Пинеги лога (никогда не пересыхающего) под названием Полой, находится переволок на реку Кулой на расстоянии 80 сажен, или в том месте, где озеро Великое подошло к реке Сотке на 70 сажен, из которого имеется проток в меньшие озера, из которых вытекает речка Воспалка, впадающая в реку Пинегу. Соединения таковых рек: Кулой и Пинеги доставило бы местной коммерции немаловажную пользу и облегчение».

Строительство Пинего-Кулойского канала (в судоходном варианте) началось 1926 году и завершилось  в 1928 году.

Вследствие отсутствия железных дорог и дорог с твердым покрытием устройство водного пути Пинега-Кулой в тот период позволило:

·  осуществить возможность лесосплава по нижнему и среднему течению Кулоя и впадающим в него притокам;

· обеспечить средствами водного речного транспорта  северный завоз, то есть снабжение населения огромной территории Пинежского, Мезенского и Лешуконского районов всем необходимым топливом, продуктами питания, хозяйственными товарами.

В последние два десятилетия был прекращен не только молевой сплав леса, но и финансирование судоходного  канала Пинега-Кулой и шлюза «Сотка», были демонтированы ворота шлюза, что привело в настоящее время к его частичному разрушению.

Очевидно, что прекращение эксплуатации Пинего-Кулойского водного пути, всего гидротехнического комплекса, сквозного речного судоходства было исключительно неверным решением, которое привело наряду с прочими непродуманными   действиями к упадку и деградации экономики, стремительному и оттоку населения с территории Пинежского и Мезенского районов.

Вопрос развития водного транспорта вышел на государственный уровень и сейчас прекрасный момент для развития огромной по протяженности сети водных путей Архангельской области, а также береговой инфраструктуры, позволяющей эффективно использовать транспортные возможности рек для экономического развития региона.

Предлагаем вернуть рекам Архангельской области водно-транспортный потенциал и использовать его как локомотив роста экономики Архангельской области! Для этого необходимо принять программу развития водных путей области и в качестве отправной точки восстановить пятикилометровый канал Пинега-Кулой с одним шлюзом «Сотка» объединяющий две огромные водные системы: бассейна реки Кулой (с выходом в Белое море) и реки Пинега с выходом в Северную Двину.

Восстановление судоходства на этом канале, благодаря воссозданию единой водной транспортной системы, объединяющей выход в акваторию Белого моря с водной системой европейской части России, позволит дать мощный стимул к социально-экономическому развитию территории, использовать колоссальный потенциал водного речного туризма, развить грузовые, пассажирские перевозки.

Использование рек и других акваторий для судоходства является одной из главных задач «Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ №327-р от 29.02.2016. В настоящее время существует несколько федеральных целевых программ, в рамках которых можно привлечь финансирование на эти цели, а именно ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации 2012-2020», ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма 2011-2018». Исключительную важность развитию речного туризма придает Президент России В.В.Путин, об этом он сказал на заседании Госсовета в г. Волгограде. Председатель Русского географического общества и Министр Обороны РФ С.К. Шойгу  также призвал развивать новое направление туризма -  путешествия по пещерам, что напрямую зависит от состояния водных речных маршрутов.