head-bg-picture

Капова пещера может войти в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Фото: Антон Юшко, участник фотоконкурса РГО

Фото: Антон Юшко, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Капова пещера может войти в список всемирного наследия ЮНЕСКО Капова пещера может войти в список всемирного наследия ЮНЕСКО

В Париже на площадке Российского центра науки и культуры состоялась номинация Каповой пещеры, также известной как Шульган-Таш, в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Номинационное досье готовят около 20 учёных из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Кемерово и Казахстана.

— Это памятник мирового значения, единственный в России с палеолитической живописью, — говорит председатель комиссии спелеологии и карстоведения Русского географического общества Юрий Ляхницкий. — Существует датировка по радиоуглероду из культурного слоя, которая даёт максимальное значение 18–19 тысяч лет. Хотя есть все основания полагать, что люди использовали пещеру с более древнего времени.

О происхождении названия "Капова" существует две версии. Первая — от звука капели, постоянно происходящей внутри, и вторая — от слова "капище" (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки).

Не менее распространённое название пещеры — башкирское — "Шульган-Таш". Слово "таш" означает "камень", а Шульган — "исчезла". Речь о речке, вытекающей из пещеры и впадающей в большую реку — Белую: т.е. "исчезнувшая под камень". Кроме того, Шульган — персонаж башкирского эпоса "Урал-Батыр", старший брат главного героя — повелитель подземного мира. 

По мнению учёных, пещера, как минимум, на протяжении 18 тысяч лет была древним святилищем, куда приходили разные люди для исполнения своих культов. На стенах Каповой пещеры обнаружено около 200 рисунков.

— Наши работы за последние 20 лет помогли открыть десятки новых рисунков разной направленности и разной сохранности. Совсем недавно было открыто изображение верблюда, уникальное для вообще палеолитических пещер, ничего подобного ещё не находили, — рассказывает председатель комиссии спелеологии и карстоведения Русского географического общества Юрий Ляхницкий.

В последние десятилетия  благодаря работам  Юрия Сергеевича описано 173 рисунка или их реликтов — красочных пятен. Рисунки выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, изображены мамонты, лошади и другие животные, сложные знаки, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём.

— Включение Каповой пещеры в список всемирного наследия ЮНЕСКО будет означать признание на международном уровне, что существовал не только пиринейско-кантабрийский палеолитический очаг искусства, но и евразийский, — считает секретарь комиссии карстоведения и спелеологии Санкт-Петербургского городского отделения Русского географического общества Антон Юшко.

По словам Юрия Ляхницкого, рисунки "находятся в непростых природных условиях, которые не благоприятствуют длительному сохранению". Рисунки находятся в разной степени сохранности: часть их скрывается под натёками кальцита, часть оказалась под автографами туристов-вандалов, часть смывается влагой, текущей по стенам. Проблема поиска надёжных методов консервации рисунков пока не решена. На данный момент работает небольшой экскурсионный маршрут, который локализован в ближней части пещеры. Он не наносит вреда оригиналам живописи, поскольку туристы смотрят копии. Однако, сохранность оригиналов — трудная научная задача, которая пока не нашла своего решения.

 Включение пещеры в список всемирного наследия ЮНЕСКО позволит нам  общаться со специалистами, которые занимаются западноевропейскими пещерами, где процесс изучения и охраны достаточно давно налажен на хорошем уровне, — считает председатель комиссии спелеологии и карстоведения РГО. — В Европе есть эксперты, которые могут нам помочь. Кроме того, контроль ЮНЕСКО над состоянием памятника поможет его лучше сохранять. Надо использовать их многолетний опыт. Фонд ЮНЕСКО для того и существует, чтобы сохранять культурное наследие для будущих поколений.

На данный момент для защиты и изучения уникальной наскальной живописи  строят музейный комплекс рядом с Каповой пещерой. Также местные власти планируют развивать заповедник, провести высокоскоростной интернет и улучшить состояние дорог для привлечения новых туристов.

Ежегодно посмотреть на Капову пещеру приезжает порядка 35–45 тыс. туристов. Благодаря включению в перечень ЮНЕСКО и развитию сервиса поток туристов надеются увеличить до 150 тысяч в год.

Учёные отмечают большую роль Русского географического общества в сохранении и изучении Каповой пещеры.

— Основа для движения в сторону включения в перечень культуры ЮНЕСКО была заложена спелеологами Русского географического общества. Важным этапом был выход в свет альбома-каталога с рисунками из Каповой пещеры с логотипом РГО. В 2013 году — русская версия, в 2015 — англоязычная, представленная на Международном спелеологическом конгрессе в Сиднее. Она не получила призов, но была замечена, — говорит секретарь комиссии карстоведения и спелеологии Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества Антон Юшко.

В 2016 году Русское географическое общество выдало медиагрант на съёмки просветительского фильма об этом уникальном памятнике.

Материалы по теме
Все
Фотогалерея