Катастрофная почта или почтовые артефакты - свидетели трагедий в воздухе, на суше и на море

Виртуальный Музей «Всемирные почтовые сообщения», хранителем которого является исследователь-путешественник, историк почты, член ПКО РГО-ОИАК, Валерий Сушков, представляет одну из самых редких областей почтовых доставок и филателии, с огромным пластом почтовой истории, привлекающую пристальное внимание коллекционеров со всего мира - катастрофную почту, а также представляет вниманию редкие музейные экспонаты-артефакты из фондов личной коллекции, которые являются свидетелями катастрофических трагедий в воздухе, на суше и на море. 

Катастрофная почта (Wreck Mail) - термин у филателистов и коллекционеров цельных почтовых вещей, которые называют почтовую корреспонденцию (письма в концерте, почтовой карточки или пакета), уцелевшую после крушения самолёта, поезда, дирижабля или после кораблекрушения или иной катастрофы, перевозившей почту. В целом, катастрофные письма составляют очень малую долю почты, пересылаемой во всём мире. Этим объясняются их редкость и повышенный спрос, которым они пользуются среди коллекционеров. Объекты катастрофной почты относятся к цельным и целым вещам.

Катастрофы перевозящих авиапочту самолётов часто наблюдались с самых первых дней перевозки почты по воздуху. Во многих случаях происшествий с самолётами, крушений поездов и кораблекрушений некоторую часть или даже всю перевозимую почту удавалось спасти. При этом на некоторых письмах края были обожжены после пожара, а на некоторых оставались следы от воды после крушения гидросамолётов или кораблекрушений.

В таких случаях власти обычно использовали почтовое гашение (оттиски служебных штемпелей), этикетку или напечатанный текст, которые наносились или наклеивались на конверт. Тем самым получателю объясняли причинение ущерба почтовому отправлению (например, в катастрофе или при несчастном случае), в редких случаях делались отметки почтовыми сотрудниками от руки красным или другим ярким цветом авторучки или карандаша и информировали его о причине задержки и несвоевременной доставки корреспонденции в повреждённом виде — с помощью штемпелей «Прибыло повреждённым»«Из почты затонувшего судна …»  и т. п.

Если письмо было сильно повреждено, его вкладывали в «санитарный конверт» («ambulance cover») или «похоронный мешок» («body bag») и затем отправляли по назначению. Учитывая эти обстоятельства, доставка таких отправлений, как правило, сильно затягивается.

Авиакатастрофные письма и другие предметы катастрофной почты являются специальными объектами коллекционирования в аэрофилателии и очень ценными артефактами истории почты. Как правило, они редки, но, являясь материальными свидетельствами зачастую трагических происшествий, могут многое поведать. Их коллекционирование рассматривается одной из самых специфических областей филателии.

При Американском авиапочтовом обществе создана Комиссия по катастрофным письмам (Crash Cover Committee) под председательством Philip R. McCarty, которая специализируется на изучении катастрофных писем.

В США также действует Общество почты крушений и катастроф (Wreck and Crash Mail Society), члены которого коллекционируют все виды катастрофных конвертов. Общество было создано в 1994 году и публикует ежеквартальный журнал «La Catastrophe» (с французского — «Катастрофа»).

В ряде случаев власти могут организовывать так называемую аварийную почту для связи с районами стихийных бедствий и с экспедициями и кораблями, потерпевшими крушение.

В 1921—1923 годах, на случай возможного кораблекрушения и потери почтовой корреспонденции при доставке корабельной почтой, на голландских судах применялись плавающие несгораемые сейфы. Дополнительная оплата за эту услугу взималась с помощью специальных почтовых марок - Марка нетонущей почты.

Чем более сенсационной и резонансной была катастрофа, тем выше котируются сохранившиеся после неё почтовые документы. Особенно ценятся коллекционерами почтовая корреспонденция из самого известного корабликрушения «Титаника», а также 367 конвертов писем, уцелевших после катастрофы дирижабля «Гинденбург», причём их стоимость достигает 10 тыс. долларов США и выше за экземпляр. Один такой конверт был продан на аукционе «Коринфила» (Corinphila) в мае 2001 года за 85 тыс. швейцарских франков (75 тыс. Долларов США).

Кстати сказать, исследователь-путешественник, историк почты, Валерий Сушков долгие годы дружит с Евгением Черняевым - со всемирно известным глубоководным исследователем-океанологом, пилотом-командиром глубоководных подводных аппаратов «Пайсис» и «МИР-2» , Героем Российской Федерации, Почетным членом Международного морского клуба «Мореплаватель». 2 августа 2007 года экипаж глубоководного аппарата «Мир-2» под руководством пилота-командира Е. С. Черняева совершил погружение на дно Северного Ледовитого океана на глубину 4261 метров в географической точке Северного полюса, где был установлен флаг России из титана и капсула с посланием к потомкам.

foto_1._s_komandirom_glubokovodnogo_podvodnogo_apparata_mir-2_geroem_rossii_evgeniem_chernyaevym_20220530_025416.jpg

Валерий Сушков вручает Евгению Черняеву сертификат Почетного члена Международного морского клуба «Мореплаватель» на II Всероссийском фестивале «Русский путешественник» имени Н.Н. Муравьева-Карского в г. Задонске, Липецкой области
Валерий Сушков вручает Евгению Черняеву сертификат Почетного члена Международного морского клуба «Мореплаватель» на II Всероссийском фестивале «Русский путешественник» имени Н.Н. Муравьева-Карского в г. Задонске, Липецкой области

foto_2._s_evgeniem_sergeevichem_chernyaevym_20220529_210911.jpg

Валерий Сушков с Евгением Черняевым отправляет Пчелиную почту в Задонском районе в Министерстве пчелиной почты
Валерий Сушков с Евгением Черняевым отправляет Пчелиную почту в Задонском районе в Министерстве пчелиной почты

Героем России Евгением Черняевым, который совершил самое большое количество погружений на «Титаник» ( более 80 спусков) и провел на поле обломков более 1 тыс. часов,  всего в экспедициях с ГОА «МИР» Е.С.Черняев совершил около 420 погружений, участвовавший во многих коммерческих подводных экспедициях: в 1997 году совместно с канадским режиссёром Джеймсом Камероном работал на месте гибели «Титаника» и снялся в его фильмах «Призраки бездны: Титаник» (2003) и «Чужие из бездны» (2005) в роли самого себя. Спускался к месту гибели германского линкора «Бисмарк» и других затонувших кораблей и подводных лодок времён Второй мировой войны. Летом 2011 года участвовал в международном научно-исследовательском проекте «ELEMO» по изучению Женевского озера, выполнив около сотни погружений на глубину до 300 метров.

Многие страны мира, в особенности, которые омываются морями и океанами периодически выпускают специальные почтовые выпуски и почтовые марки, посвященные различным корабликрушениям ( Wreck Mail).

Конверт первого дня с почтовой маркой США, которая посвящена 4 капелланам (должность священнослужителя) и затоплению парохода S. S. Dorchester 3 февраля 1943 года. Почтовая стоимость марки составляет 3 цента, она серо-черная в различных оттенках, напечатана на белой бумаге без водяных знаков. Марка была выпущена 28 мая 1948 года в память о 674 потерянных душах на борту парохода Dorchester. При рассмотрении марки вы заметите слова в верхней части «Эти бессмертные капелланы», которые использовались для обозначения того, что капелланы не будут забыты, слова в правом верхнем углу «Межконфессиональное взаимодействие в действии» использовались для обозначения того, что четыре различные веры работали вместе ради спасения душ. «Дорчестер» был прибрежным пассажирским пароходом, реквизированным и переданным в эксплуатацию Управлению военного судоходства (WSA) в январе 1942 года для использования в военное время в качестве военного корабля, выделенного для нужд армии Соединённых Штатов. Корабль «Дорчестер» входил в состав конвоя SG 19, следовавшего из Нью-Йорка в Гренландию через море Лабрадор, когда 3 февраля 1943 года его торпедировала немецкая подводная лодка. Корабль затонул, унеся жизни 674 из 904 человек, находившихся на борту, а один из 230 выживших погиб после спасения. История четырёх армейских капелланов, известных как «Четыре капеллана» или «Бессмертные капелланы», которые отдали свои спасательные жилеты, чтобы спасти других, прежде чем погибли сами, стала знаменитой и привела к созданию множества мемориалов.

Артефакт №1, Конверт, потерпевшего крушение самолета Lockheed L-749A рейса «Сидней - Лондон»: Авиакатастрофа  BOAC Lockheed Constellation  в 1954 году в Сингапуре.

Дата катастрофы: 13 марта 1954 г.

Причина катастрофы: ошибка пилота.

Тип самолета: Lockheed L-749A  / Название самолета -  Белфаст.

Компания: British Overseas Airways Corporation (BOAC) /  Регистрация G-ALAM

Рейс: Сидней/Австралия - Лондон/Великобритания.

1-я остановка: Дарвин, Австралия

2-я остановка: Джакарта, Индонезия

3-я остановка: Калланг

Пассажиры: 31 чел

Экипаж: 9 чел

Погибшие:  33 чел

Оставшиеся в живых: 7 чел

Самолёт упал и загорелся при попытке приземлиться в аэропорту Калланга 13 марта 1954 года.

Авария произошла, когда самолет задел морскую дамбу при заходе на посадку на ВПП. Расследование объяснило это усталостью экипажа, отметив, что капитан Тревор Хойл был за штурвалом более 21 часа.

Это самое большое число погибших в авиакатастрофе в Сингапуре.

Самолет выполнял совместный регулярный пассажирский рейс Qantas-BOAC из Сиднея, Австралия, в Лондон, Англия.

После остановки в Джакарте, Индонезия, он упал при посадке в аэропорту Калланга.

Катастрофа произошла, когда самолет сбил морскую дамбу на подходе к ВПП  в Калланге, повредил ходовую часть и вызвал утечку из топливного бака крыла . Когда самолет приземлился  шасси сломалось и  затем  сломалось правое крыло. Оставшаяся часть самолета повернула направо, перевернувшись с ног на голову с фюзеляжем на две части.

Самолет загорелся.

Пять членов экипажа вырвались из кабины через окно кабины размером 14 на 10 дюймов, а еще двое - через прорезь в фюзеляже в отсеке экипажа, это единственные выжившие в катастрофе.

В фюзеляже были пробиты отверстия, через которые были спасены стюардесса и два пассажира, но последний умер до того, как попал в больницу, а стюардесса скончалась позже от полученных травм. Не было предпринято никаких попыток использовать аварийные выходы, и дверь главной кабины была заблокирована.

Все 31 пассажир погибли, а также 2 члена экипажа (1 пилот и 1 стюард). 

Двадцать четыре жертвы, в том числе четырнадцать, которые не были опознаны, были похоронены вместе в братской могиле на кладбище Бидадари.

Две жертвы катастрофы (разного вероисповедания) были перепутаны и похоронены не в соответствии с ритуалом своей религии.

Артефакт №2, почтовый пакет, официальная обложка армейского почтового отделения экспедиционных сил почтового отправления времен Первой мировой войны с датой почтового отделения базы и фиолетовой печатью «Повреждено погружением в воду». Информация на обороте гласит, что письмо было доставлено из Александрии в Лондон 24.3. 1918 г.

Артефакт №3, Почтовый связанный пакет из посылки армейской почтовой службы экспедиционных сил Великобритании, Первая мировая война, марка в 4 пенса времен короля Георга V, 1914 г., с маркой в 4 пенса, отправленного солдату, находящегося на действительной военной службе, перенаправленной в дальнейшем в Фалмут из-за невозможности отслеживания. 

Почтовые пакеты, которые возможно, попали в воды Средиземного моря на одном из поврежденных или затопленных судов, входящих в состав Королевского военно-морского флота в периоды военных действий в Александрии, Египте во времена организации первых конвоев в Средиземном море в Первой Мировой войне. В 1914-1918 годах упорная велась битва в Средиземном море , где произошли многичисленные бедствия, в которых во время войны погибло большое количество англичан.

Английский флот в Александрии поддерживал влияние Великобритании на Среднем Востоке во время Второй Мировой войны.Британский флот немедленно вступил в Средиземное море, как только началась война, с различными подразделениями, размещенными на исторических базах Гибралтара , Мальты и Александрии в Египте, для защиты средиземноморского маршрута, жизненно важного для связи между родиной и ее британскими колониями заморских стран.

Интересно отметить, что в марте 2001 года исследователь-путешественник, Валерий Сушков во время радиолюбительской экспедиции (SU1ER) в Египте совершил благополучное погружение на туристской подводной лодке Sindbad в Красном море в египетском курорте Хургада, а совсем недавно 27 марта 2025 года это же туристическая подводная лодка, принадлежащая компании Sindbad Submarines, затонула во время посадки на борт у побережья Хургады в Египте, в Красном море, в результате чего погибли шесть человек, а 39 человек были спасены. Этот инцидент вызвал обеспокоенность по поводу стандартов безопасности в египетской индустрии туристических подводных лодок, об этом многократно сообщалось в новостных федеральных телеканалах России.

Фото, сделанное фотографом туристической компании Sindbad Submarines сразу же после завершения подводного погружения 28 марта 2001 года на туристической подводной лодке Sindbad, услугу которую предлагают всем клиентам подводного погружения, где на голове каждого туриста должна была висеть специальная именная бирка с номером, указывающей на причастность к погружению на туристической  подводной лодке-батискафе Sindbad.

foto_19._sertifikat_pogruzheniya_na_podvodnoy_lodke_sindbad_v_egipte.jpg

Сертификат, выданный в подтверждение погружения на туристической подводной лодке Sindbad 28 марта 2001 года в Хургаде, Египте
Сертификат, выданный в подтверждение погружения на туристической подводной лодке Sindbad 28 марта 2001 года в Хургаде, Египте

Задействованная подводная лодка принадлежала туристической компании Sindbad Submarines, которая более двух десятилетий работала в Красном море в качестве туристической достопримечательности. Компания владеет двумя подводными лодками, способными погружаться на глубину до 25 метров. Компания Sindbad заявила, что ее подводные лодки были построены в Финляндии и соответствовали стандартам безопасности.

Побережье Красного моря — популярное место среди туристов, посещающих Египет. Однако многие суда в этом регионе ежедневно работают, не соблюдая правила безопасности. В начале ноября 2024 года 30 человек были спасены с тонущего судна у рифа Дедал. Позже в том же месяце туристическое судно Sea Story затонуло, унеся жизни четырёх человек. Аналогичным образом в июне 2024 года 24 французских туриста были эвакуированы до того, как их судно затонуло.

В отчёте Maritime Survey International, опубликованном в марте 2024 года, говорится, что ни на одном из обследованных судов не было надлежащих систем технического обслуживания, протоколов безопасности или документации по устойчивости. В отчёте подчёркивается, что отрасль практически не регулируется. До аварии на подводной лодке возникали технические проблемы.

На туристической подводной лодке находились 45 туристов из России, Индии, Норвегии и Швеции, включая детей, а также пять членов экипажа, которые участвовали в туре, организованном компанией Biblio Globus. Она затонула примерно в 1 км (0,6 мили) от берега Хургады недалеко от гавани Хургады. На место происшествия оперативно прибыли машины скорой помощи, чтобы доставить пострадавших в близлежащие больницы. Шесть человек погибли, ещё по меньшей мере четырнадцать получили ранения, в том числе четверо в критическом состоянии. Непосредственная причина затопления оспаривается. Один из выживших сообщил, что вода хлынула в подводную лодку через два открытых люка, когда пассажиры поднимались на борт, в то время как другие неподтверждённые сообщения предполагали, что подводная лодка врезалась в риф на глубине 20 метров, что привело к потере давления.

Незадолго до этой катастрофы, исследователь-путешествкенник, Валерий Сушков, планировал обратиться с предложением в эту фирму для возможного почтового выпуска в серии «Подводная почта» с созданием почтовых карточки, конверта и специального штемпеля, но как говориться - «Бог отвел от этой рискованной и возможно губительной затеи! И Слава Богу!». 

После крушения ВМС Египта и береговая охрана Египта начали срочную спасательную операцию. Экстренные службы спасли 39 выживших, 14 из которых были госпитализированы. Губернатор Красного моря Амр Ханафи заверил, что проводится расследование для установления причины аварии. Тем временем сотрудники консульства России прибыли в Хургаду, чтобы оказать помощь семьям погибших и выживших, некоторым из которых требовалась медицинская помощь из-за травм и шока.

Компания Sindbad Submarines немедленно приостановила все экскурсии и отменила предстоящие поездки. Компания, которая заявляла о «многолетнем опыте» в сфере подводного туризма, столкнулась с пристальным вниманием к своим протоколам безопасности. Хотя Sindbad утверждала, что её подводные лодки были спроектированы в Финляндии и рассчитаны на глубину до 75 метров, выжившие и бывшие пассажиры выразили обеспокоенность по поводу отсутствия тренировок по безопасности и готовности к чрезвычайным ситуациям.

Всем желаем мирного неба и благополучных путешествий как по России, так и по всему миру!

И пусть все ваши почтовые послания и сообщения доходят до своих адресатов своевременно и без каких-либо проблем, а также приносят исключительно добрые и хорошие известия!