Кавказские каникулы

Уже множество лет я, как и многие из нас, стремлюсь познать все регионы и уголки нашей страны "от моря до моря". По роду своей деятельности я занимаюсь археологией, и в поле мне удалось побывать в разных регионах – от полярного круга (г. Салехард) до Амурской области, а также посетить многие регионы в свободное от работы время. Однако, наша страна очень велика, и невозможно осмотреть ее за пару-тройку лет, поэтому Кавказ долгое время оставался среди "перспективных направлений". Но настало и его время. Пару лет назад мной был составлен примерный маршрут, и вот в конце июня 2021 г. я и моя подруга Ирина двинулись в путь.

Сразу должен сказать, что несмотря на небольшие размеры кавказских республик, для их изучения явно не хватит тех 12 дней, которые у нас имелись (хотя ввиду этого мы старались проводить наши очень плотно, чтобы успеть как можно больше). Я расскажу о некоторых своих наблюдениях, сделанных в поездке на Восточный Кавказ по маршруту Северная Осетия (Алания) – Ингушетия – Чеченская республика – Дагестан. Надеюсь, мне будут прощены некоторые допущенные неточности, если они имеются.

Северная Осетия

Итак, вылетев из Новосибирска и сделав пересадку в Москве, вечером 21 июня мы приземлились в аэропорту Владикавказа. Нам еще не были знакомы особенности местной ментальности, поэтому мы были осторожны.

Первое, что бросилось в глаза – это ощутимая разница в световом дне. Прибыв накануне самого долгого дня года, мы увидели, что здесь, среди гор, смеркается очень быстро, уже в районе восьми вечера. То есть, примерно на 3,5 часа раньше, чем у нас. Второе – несмотря на республиканскую столичность и относительно большое количество жителей (300 тыс. человек), организованный транспорт в город есть только в дневное время. Вечером – только бомбилы и такси. Расстояние до центра города – 25 км (на 5 км больше, чем в Новосибирске).   

Путь из аэропорта проходит мимо г. Беслан, известному нам по чудовищной трагедии, произошедшей 1-3 сентября 2004 г. Во время торжественной школьной линейки террористами были захвачены и удерживаемы более 1100 человек, 333 из которых погибли (более половины – дети). Вдоль дороги располагается городское кладбище, часть которого занимает "Город ангелов" с захоронениями погибших в эти дни.

Опускаю некоторые подробности, интересные лишь для друзей. В город мы вышли следующим утром. Владикавказ оказался невысоким и весьма уютным, с довольно большим количеством зданий рубежа 19-20 вв. Центральная улица – проспект Мира, который представляет из себя променад среди двух-трехэтажных зданий-памятников, а также аллею наподобие нашей на Красном проспекте. С одной из сторон горизонт уходит в горы, придавая улице особый флер. Жаль, не удалось проехаться здесь на трамвае, так как повсюду шел капитальный ремонт.

risunok4.jpg


Фото Александра Корчагина

Как музейщикам, нам было интересно посетить национальный музей. Он был свеж и оправдал наши ожидания. Но хотелось бы сказать о менее заметном, но не менее важном месте. Недалеко от центра находится центр иудейской культуры. И здесь же – музей памяти жертв и героев Холокоста. Единственный в своем роде в России. Также в нем представлены экспозиции, связанные с бесланской трагедией, и некоторые другие. Организован он был своими силами неравнодушными людьми. Спасибо им за это! В центре нас приняли очень гостеприимно.

Вообще, говоря о кавказском гостеприимстве, отмечу, что это чистая правда. И это относится не только к кавказским народам, но и ко всем, кто живет здесь. У нас было много возможностей убедиться в этом, и никогда – в обратном.

Очень привлекательное место для прогулок – набережная реки Терек. С одной стороны к берегу примыкает большой парк, на другом берегу располагается красивейшая суннитская мечеть.

risunok3.jpg


Фото Александра Корчагина

Забегая вперед, скажу, что в Северной Осетии очевидно самые свободные нравы из всех посещенных республик. Это объясняется тем, что эта республика – православная (хотя здесь достаточно и мусульман). А сами осетины при этом – потомки аланов, ираноязычного народа скифо-сарматского происхождения, пришедшего сюда около 2 тыс. лет назад.

Время диктовало нам свои условия, и, пробыв здесь 1,5 суток, мы отправились дальше.

Ингушетия и Чечня

Следующие две республики я объединю в одну графу, так как их посещение было попеременным. Ингуши (галгалы) и чеченцы (нохчи) являются близкородственными народами вайнахской группы, а земли долгое время составляли единую административно-территориальную единицу (с 1936 по 1944 г. и с 1957 по 1993 г.).

Между центрами Владикавказа и крупнейшего города Ингушетии – Назрани – все те же 25 км. При желании, можно дойти пешком.

Назрань – город на 125 тыс. человек. Он был образован из одноименного поселка и присоединенных к нему сел. В центре находится этажная застройка, но и сейчас он представляет из себя в основном частную застройку. Попадая в Ингушетию, сразу становится понятно, что ты находишься в мусульманской республике. Здесь все так же доброжелательно, но существуют строгие правила поведения. Например, женщинам невозможно останавливаться в общих номерах с незнакомыми мужчинами (по крайней мере, таковы национальные порядки. Может, в каком-нибудь хостеле это и будет допустимо). Особые отношения и к одежде. Крайне нежелательно мужчинам быть одетым в шорты и не иметь носков – такой внешний вид близок к оскорбительному, даже если на улице очень жарко. В доме находиться в таком виде можно, но при гостях все же лучше быть одетым в штаны. При этом, женщина может не иметь носков, но, само собой, она должна быть одета скромно, в платье или юбку (чем ниже, тем лучше). Желательно закрыть руки. Лицо и волосы обычно остаются открытыми. То же самое относится и к Чечне. Это две республики со схожими и самыми строгими правилами в регионе.

В 4 км от Назрани находится новая столица Ингушетии – город Магас. Он является одним из немногих городов мира, основанных специально как административный центр. Является самым молодым и самым маленьким столичным городом России (начал строиться с 1994 г., столицей стал в конце 2000 г.). Население – всего 10,5 тыс. человек. Говорят, днем людей в городе больше, но после работы многие уезжают обратно в Назрань. Свое название город получил по наименованию центра древнего государства, находившегося на этом месте.

Магас выглядит очень опрятно, а жилье стоит довольно дорого (возможно, это оправданно). Но все же главное, ради чего стоит заехать туда – это Башня Согласия. Она построена в классическом вайнахском средневековом стиле (подробнее об этом чуть позже) и является самым высоким зданием Ингушетии (100 м.). Здесь расположена самая высокая смотровая площадка на Кавказе (85 м.), а чтобы подняться на нее, нужно пройти более километра по пологому пандусу.

Здесь же находится самый высокий в мире этнографический музей. Предметов не так уж много, и некоторые из них новоделы. Но подано все красиво. При подъеме можно увидеть большое количество современных картин, чучела животных. Ну и, конечно, же очень неплох вид на город сверху и прямо под собой через прозрачное стекло.

Интересен также мемориал памяти и славы, посвященный истории ингушей от присоединения к России до наших дней, включая комплекс «Девять башен» о депортации девяти горских народов в 1944 г., репрессиям 40-50-х гг. и событиям осетино-ингушского конфликта 1992 г. К сожалению, он оказался закрыт.

Вечером мы осмотрели село Экажево – самое крупное в России (около 20 тыс. человек), с новой красивой мечетью. Это село известно тем, что в его окрестностях был убит один из лидеров боевиков Шамиль Басаев, организатор захвата школы в Беслане.

Утром следующего дня мы направились в столицу Чечни – город Грозный.

Александр Корчагин, член Новосибирского регионального отделения РГО