Уже множество лет я, как и многие из нас, стремлюсь познать все регионы и уголки нашей страны "от моря до моря". По роду своей деятельности я занимаюсь археологией, и в поле мне удалось побывать в разных регионах – от полярного круга (г. Салехард) до Амурской области, а также посетить многие регионы в свободное от работы время. Однако, наша страна очень велика, и невозможно осмотреть ее за пару-тройку лет, поэтому Кавказ долгое время оставался среди "перспективных направлений". Но настало и его время. Пару лет назад мной был составлен примерный маршрут, и вот в конце июня 2021 г. я и моя подруга Ирина двинулись в путь.
Сразу должен сказать, что несмотря на небольшие размеры кавказских республик, для их изучения явно не хватит тех 12 дней, которые у нас имелись (хотя ввиду этого мы старались проводить наши очень плотно, чтобы успеть как можно больше). Я расскажу о некоторых своих наблюдениях, сделанных в поездке на Восточный Кавказ по маршруту Северная Осетия (Алания) – Ингушетия – Чеченская республика – Дагестан. Надеюсь, мне будут прощены некоторые допущенные неточности, если они имеются.
Северная Осетия
Итак, вылетев из Новосибирска и сделав пересадку в Москве, вечером 21 июня мы приземлились в аэропорту Владикавказа. Нам еще не были знакомы особенности местной ментальности, поэтому мы были осторожны.
Первое, что бросилось в глаза – это ощутимая разница в световом дне. Прибыв накануне самого долгого дня года, мы увидели, что здесь, среди гор, смеркается очень быстро, уже в районе восьми вечера. То есть, примерно на 3,5 часа раньше, чем у нас. Второе – несмотря на республиканскую столичность и относительно большое количество жителей (300 тыс. человек), организованный транспорт в город есть только в дневное время. Вечером – только бомбилы и такси. Расстояние до центра города – 25 км (на 5 км больше, чем в Новосибирске).
Путь из аэропорта проходит мимо г. Беслан, известному нам по чудовищной трагедии, произошедшей 1-3 сентября 2004 г. Во время торжественной школьной линейки террористами были захвачены и удерживаемы более 1100 человек, 333 из которых погибли (более половины – дети). Вдоль дороги располагается городское кладбище, часть которого занимает "Город ангелов" с захоронениями погибших в эти дни.
Опускаю некоторые подробности, интересные лишь для друзей. В город мы вышли следующим утром. Владикавказ оказался невысоким и весьма уютным, с довольно большим количеством зданий рубежа 19-20 вв. Центральная улица – проспект Мира, который представляет из себя променад среди двух-трехэтажных зданий-памятников, а также аллею наподобие нашей на Красном проспекте. С одной из сторон горизонт уходит в горы, придавая улице особый флер. Жаль, не удалось проехаться здесь на трамвае, так как повсюду шел капитальный ремонт.
Как музейщикам, нам было интересно посетить национальный музей. Он был свеж и оправдал наши ожидания. Но хотелось бы сказать о менее заметном, но не менее важном месте. Недалеко от центра находится центр иудейской культуры. И здесь же – музей памяти жертв и героев Холокоста. Единственный в своем роде в России. Также в нем представлены экспозиции, связанные с бесланской трагедией, и некоторые другие. Организован он был своими силами неравнодушными людьми. Спасибо им за это! В центре нас приняли очень гостеприимно.
Вообще, говоря о кавказском гостеприимстве, отмечу, что это чистая правда. И это относится не только к кавказским народам, но и ко всем, кто живет здесь. У нас было много возможностей убедиться в этом, и никогда – в обратном.
Очень привлекательное место для прогулок – набережная реки Терек. С одной стороны к берегу примыкает большой парк, на другом берегу располагается красивейшая суннитская мечеть.
Забегая вперед, скажу, что в Северной Осетии очевидно самые свободные нравы из всех посещенных республик. Это объясняется тем, что эта республика – православная (хотя здесь достаточно и мусульман). А сами осетины при этом – потомки аланов, ираноязычного народа скифо-сарматского происхождения, пришедшего сюда около 2 тыс. лет назад.
Время диктовало нам свои условия, и, пробыв здесь 1,5 суток, мы отправились дальше.
Ингушетия и Чечня
Следующие две республики я объединю в одну графу, так как их посещение было попеременным. Ингуши (галгалы) и чеченцы (нохчи) являются близкородственными народами вайнахской группы, а земли долгое время составляли единую административно-территориальную единицу (с 1936 по 1944 г. и с 1957 по 1993 г.).
Между центрами Владикавказа и крупнейшего города Ингушетии – Назрани – все те же 25 км. При желании, можно дойти пешком.
Назрань – город на 125 тыс. человек. Он был образован из одноименного поселка и присоединенных к нему сел. В центре находится этажная застройка, но и сейчас он представляет из себя в основном частную застройку. Попадая в Ингушетию, сразу становится понятно, что ты находишься в мусульманской республике. Здесь все так же доброжелательно, но существуют строгие правила поведения. Например, женщинам невозможно останавливаться в общих номерах с незнакомыми мужчинами (по крайней мере, таковы национальные порядки. Может, в каком-нибудь хостеле это и будет допустимо). Особые отношения и к одежде. Крайне нежелательно мужчинам быть одетым в шорты и не иметь носков – такой внешний вид близок к оскорбительному, даже если на улице очень жарко. В доме находиться в таком виде можно, но при гостях все же лучше быть одетым в штаны. При этом, женщина может не иметь носков, но, само собой, она должна быть одета скромно, в платье или юбку (чем ниже, тем лучше). Желательно закрыть руки. Лицо и волосы обычно остаются открытыми. То же самое относится и к Чечне. Это две республики со схожими и самыми строгими правилами в регионе.
В 4 км от Назрани находится новая столица Ингушетии – город Магас. Он является одним из немногих городов мира, основанных специально как административный центр. Является самым молодым и самым маленьким столичным городом России (начал строиться с 1994 г., столицей стал в конце 2000 г.). Население – всего 10,5 тыс. человек. Говорят, днем людей в городе больше, но после работы многие уезжают обратно в Назрань. Свое название город получил по наименованию центра древнего государства, находившегося на этом месте.
Магас выглядит очень опрятно, а жилье стоит довольно дорого (возможно, это оправданно). Но все же главное, ради чего стоит заехать туда – это Башня Согласия. Она построена в классическом вайнахском средневековом стиле (подробнее об этом чуть позже) и является самым высоким зданием Ингушетии (100 м.). Здесь расположена самая высокая смотровая площадка на Кавказе (85 м.), а чтобы подняться на нее, нужно пройти более километра по пологому пандусу.
Здесь же находится самый высокий в мире этнографический музей. Предметов не так уж много, и некоторые из них новоделы. Но подано все красиво. При подъеме можно увидеть большое количество современных картин, чучела животных. Ну и, конечно, же очень неплох вид на город сверху и прямо под собой через прозрачное стекло.
Интересен также мемориал памяти и славы, посвященный истории ингушей от присоединения к России до наших дней, включая комплекс «Девять башен» о депортации девяти горских народов в 1944 г., репрессиям 40-50-х гг. и событиям осетино-ингушского конфликта 1992 г. К сожалению, он оказался закрыт.
Вечером мы осмотрели село Экажево – самое крупное в России (около 20 тыс. человек), с новой красивой мечетью. Это село известно тем, что в его окрестностях был убит один из лидеров боевиков Шамиль Басаев, организатор захвата школы в Беслане.
Утром следующего дня мы направились в столицу Чечни – город Грозный.
Александр Корчагин, член Новосибирского регионального отделения РГО