Кировские молодые географы познакомились с удивительным холмом – свидетелем прошлого

Молодые географы-исследователи природы Вятского Поветлужья. Фото предоставлено КОО РГО

Мы, члены Молодежного клуба Кировского отделения РГО, в середине июля 2023 г. совершили 3-х дневный поход по Вятскому Поветлужью. На маршруте нас заинтересовал одинокий холм с карьерной выемкой, величаво возвышающийся одиноко среди окружающей низины, который вызвал ряд вопросов. За разъяснениями мы обратились к проф. кафедры географии ВятГУ Алексею Прокашеву. Вот что он нам поведал.

МК: - Алексей Михайлович, посмотрите на карту нашего пути и на эти фото. Как такой холм возник, может быть, это ледниковое образование, ведь здешние места, как мы знаем, подвергались четвертичным оледенениям?

А.П.: - Мне знакомы эти места и Ваше открытие «местного значения» в какой-то мере подтверждает, что окружающий нас мир полон тайн и нуждается в научной опеке. В ходе научных изысканий я лично стараюсь руководствоваться эвристическим принципом.

МК: - Поясните, пожалуйста, как это понимать?  

А.П.: - Если кратко, то следуя поисковой тропой мы должны испытывать чувство предвкушения возможной встречи с неведомым, с тем, о чем ещё не написано в учебниках или хотя бы неизвестно лично тебе. Так вероятно получилось и в вашем случае…

МК: - А можно ли поподробнее?

А.П.: - Да, конечно!

Во-первых, встреченные вами в походе места только на первый взгляд кажутся обычными, ведь они особо не выделяются ни рельефом, ни крупными реками, ни живописными речными утёсами, ни ландшафтами. Не случайно ваше внимание привлек этот холм. Это, кстати, так называемое урочище Мысы. Еще несколько десятков лет здесь колосились хлеба, а теперь поля постепенно сдают свои позиции под натиском дикой природы – луговых трав, кустарников, молодых березняков и осинников, а кое-где и полноценных лесных массивов. Правда эстетика ландшафтов за счёт большего разнообразия геосистем от этого только выиграла. Возможно, это отчасти и предопределило выбор вами направления туристского маршрута.

01_urochishche_mysy.jpg


Урочище Мысы (вид на пуговый холм с южной стороны). Фото предоставлено КОО РГО

Во-вторых, Вятское Поветлужье ещё более интересно своей геологической историей, которую удалось расшифровать учёным с ретроспекцией в прошлое на многие сотни миллионов лет. По крайней мере, от позднего палеозоя через теплый мезозой и холодный ледниковый конец кайнозоя до очередного теплого послеледниковья, т.е. до наших дней.

МК: - Как же видится эта история природы Поветлужья и при чём здесь наш холм?

А.П.: - На этот вопрос следовало бы прочитать большую лекцию, но попробую вкратце выделить главное, а остальное вы узнаете путем личного или коллективного «расследования»!

Итак, начнем с того, что та равнина, по которой вы прошагали несколько дней, выстлана на значительных площадях многометровыми толщами пермских песчаников и песков с редкими прослойками известняков вятского горизонта. Так его именуют геологи. И открытый вами холм тоже сложен ими. А пески были принесены сюда реками с герцинского Урала и отложены в древних долинах палеорек и в прибрежной зоне усыхающих мелководных озёр, лагун и деградирующих морских бассейнов – наследия некогда обширного казанского моря. Здесь они были в разной степени пропитаны карбонатными солями и приобрели прочность, где больше, где меньше, благо теплый и сухой климат конца палеозоя – начала мезозоя этому способствовал.

Конечно, время не щадит даже самые прочные породы: вода, углекислый газ, органические кислоты и другие агенты срезали уже многие десятки метров, отложенных ранее пермских пород. Но особенно постарались четвертичные ледники, вероятно донской, окский, днепровский и их талые воды. Они срезали ещё многие метры, попутно образовав зандровые – водно-ледниковые производные – песчаные поля из бывших пермских песков и песчаников. Недавно ваши ноги шагали по осадочным породам уже с более сложной историей формирования, растянутой на более чем 2 сотни миллионов лет.

МК: - Подождите, а как же всё это выдержал наш холм?

А.П.: - Вопрос правильный! Вы его потому и приметили, что он оказался наиболее «крепким орешком» благодаря обильной пропитке кальцитом. Поэтому он устоял перед вызовом времени, а талые ледниковые воды, возможно, его даже «отмыли» от сыпучих грунтов, помогли «расправить» торс и плечи. Благодаря этому он как бы вознёсся над окружающей низменной равниной, правда не намного, примерно на 10 метров, хотя в пермское время на его месте были самые низкие места – русла или дельты палеорек. Такие холмы в народе называют пугами или песчано-гравийными холмами. На территории вятской земли их достаточно много – от самых восточных границ и Пермского Приуралья – почти до западных пределов нашего края. Жаль только, что большинство из них почти полностью «вычерпано» ковшами экскаваторов, правда на добрые дела – дорожное строительство и т.п. Да и наш герой заметно пострадал от человека, вы сами это заметили! Поэтому мы, кировские географы, и проявляем к ним повышенное внимание, притом не просто как к памяти о древних ландшафтах, но и как к объектам, интересным с иных научных точек зрения…

02_stenka_karera.jpg


Стенка карьера в пуговом холме. Фото предоставлено КОО РГО

МК: - Так значит, это ещё не всё?

А.П.: - Вот именно! Нами приходилось ранее производить наблюдения на этом песчаниковом холме и выявить весьма любопытные факты. Одним из наиболее интересных, по нашему мнению, является обнаружение неизвестной ранее почвы. Пока мы назвали её мудрёным термином – дерново-псаммо-карбонатная почва, потому, что она возникла на карбонатных породах легкого – песчаного – состава.

03_otbiraem_cennye_pochvennye_obrazcy.jpg


Отбираем ценные почвенные образцы из пугового холма. Фото предоставлено КОО РГО

Интрига заключается в том, что подобные карбонатные почвы, как правило, обладают тяжелым, чаще всего глинистым составом. Именно в таком обличье они признаются в учёных кругах, а в нашем случае очевидно отступление от устоявшихся научных канонов. В качестве затравки я презентую вам пару-тройку фото разных подтипов этих почв. Внешне они, может быть, покажутся не особо выразительными, но научная ценность изображенных на них объектов, на мой взгляд, весьма высока. Но это уже другая история, о которой мы, может быть, поговорим в другой раз, при наличии интереса с вашей стороны.

04_zaglyanem_v_razrez.jpg


Заглянем в разрез уникальной дерново-псаммо-карбонатной почвы. Фото предоставлено КОО РГО

В заключение поясню, почему наш разговор начался с упоминания эвристического принципа. На мой взгляд, он должен быть руководящим не только для учёных мужей, но и для пытливой молодежи, стремящейся к профессиональным научным знаниям. Помните, что предшественниками в науке сделано много, но «вам осталось, вам осталось»... Тогда можно с уверенностью ожидать от каждого со временем возгласа: «Эврика», что в переводе с греческого означает, я нашёл»… 

МК: - Спасибо вам, Алексей Михайлович, за интригующий рассказ! Мы не забудем вернуться к нему, если Вы не против!

А.П.: - Всегда к вашим услугам!


Интервью взяли члены МК Кировского отделения РГО:

Краева Влада, Зашихин Андрей, Власова Виктория, Крысов Максим, Чижов Даниил.