Китайское открытие "Западного края": путешествие Чжан Цяня

Древний Китай на протяжении многих столетий находился в состоянии самоизоляции от остального мира. Дипломатическое посольство генерала Чжан Цяня открыло для китайцев западный мир (одновременно и западные страны узнали о существовании древнейшей цивилизации на далеком «Поднебесном» востоке). О путешествии Чжан Цяня и его результатах рассказывает в своем историко-географическом очерке член РГО, профессор Валерий Путенихин.

Главную опасность для Китая во II веке до н.э. представлял воинственный союз племен «хунну». В 138 году до н.э. с целью заключения военного союза с юэчжами – ярыми врагами хуннов – на запад было направлено дипломатическое посольство в количестве около 100 человек во главе с генералом Чжан Цянем. Чжан Цянь (перв. пол. II в. – ок. 115/112 г. до н.э.) получил превосходное образование, стал крупным военачальником, занимал видное пложение при императорском дворе, хорошо знал обычаи и язык хунну.

В предгорьях Наньшаня возглавляемое им посольство было захвачено хуннами. Только спустя 10 лет Чжан Цяню вместе с несколькими спутниками удалось бежать. Через Тянь-Шань он вышел к озеру Иссык-Куль, спустился в Ферганскую долину, откуда попал в страну Кангюй (Канцзюй), располагавшуюся в присырдарьинских и арало-приуральских степях. Государственное образование Кангюй складывалось с VI по III-II века до н.э. в результате синтеза тюркоязычных племен хунну (выходцев из центральноазиатских степей) и местных кочевых сако-массагетских племен.

 

chzhan_cyan_posolstvo_portret.jpg


Древнее изображение путешественника на фреске в китайском Храме тысячи Будд – слева; гипотетический портрет Чжан Цяня – справа (портрет из: https://multiurok.ru/index.php/files/shokan-shyng-ysuly-u-likhanov.html)

Но юэчжей (восточных иранцев по происхождению), к которым направлялся Чжан Чянь, в Приаралье не оказалось. Кангюйцы помогли, наконец, Чжан Цяню отыскать юэчжей: они обосновались южнее – в междуречье Сырдарьи и Амударьи, но к этому времени и вовсе забыли думать о борьбе с хуннами. Еще два года продолжалось это беспримерное по тем временам путешествие: минуя Памир («Луковые горы»), пустыню Такла-Макан, Чжан Цянь вернулся в Китай в 126 году до н.э., пройдя в общей сложности более 14 тысяч километров. Спустя 13 лет из всего посольства домой прибыли только он и его верный слуга Таньи-фу, хунн по национальности (извл. 1).

Путешествие Чжан Цяня не только открыло для китайцев западный край, но и сыграло огромную экономическую роль. Еще при жизни путешественника первые торговые караваны отправились в Среднюю и Центральную Азию; спустя некоторое время по открытому им маршруту протянулся Великий шелковый путь. Одновременно и западная цивилизация открыла для себя новый мир – мир «Поднебесной империи», еще более далекий и таинственный, чем Индия!

Отчет Чжан Цяня о проведенной дипломатической миссии в кратком виде вошел в «Исторические записки» великого китайского историка Сыма Цяня. Отчет содержит ценные географические сведения не только о странах Центральной и Средней Азии, но и о более северных регионах (извл. 1). Его сообщение о «Западном море, в которое текут крупные реки с гор Тянь-Шаня (имеются в виду Амударья и Сырдарья), следует считать первым достоверным письменным известием об Аральском море.

От кангюйцев он узнал, видимо, и о Каспийском море, которое называет «Северным», причем особо отмечает его отлогие берега, что является характерной особенностью всего северо-восточного и северного побережья Каспия. Здесь по его данным располагалось государство Яньцай, которое интерпетируется как область проживания сарматского племени аорсов. Направление (на северо-запад) и расстояние от Кангюя до Яньцая (2000 ли, то есть около 1100 км) также указывают на Северный Прикаспий и пространство между Аралом, Каспием и Уралом.

После возвращения Чжан Цяня и последовавших в 123-118 годах до н.э. успешных военных действий китайцев против «хунну», Чжан Цянь направился в Усунь (в Восточном Казахстане), откуда его приближенные совершили несколько торгово-дипломатических поездок в разные страны, в том числе в Кангюй и Яньцай (извл. 2). Таким образом, китайские посланники в конце II века до н.э. побывали, видимо, не только в Приаралье, но и в Прикаспии. Второе путешествие Чжан Цяня на запад продлилось почти три года (118-115 годы до н.э.). Известия о западных странах, которые имеются в «Цяньханьшу» (извл. 4-6), также как и подробности легенды о «желтом императоре Хуан Ди» (извл. 3), без сомнения, следует отнести к результатам обеих экспедиций Чжан Цяня.

kvarkenskiy_rayon_orenburgskoy_oblasti_1.jpg


«Западный край» по Чжан Цяню – Центральная и Средня Азия, Приаралье, Прикаспий и Приуралье (Кваркенский район Оренбургской области). Фото В.П. Путенихина

Легендарный император Хуан Ди, прославляемый как любознательный и рачительный «природопользователь», жил в глубокой древности – около 2600 года до н.э. Однако, сама легенда появилась не ранее 403-221 годов до н.э. Записана же она Сыма Цянем около 90-х годов до н.э., несомненно, с учетом географических знаний, добытых Чжан Цянем и его посланниками. Здесь также упоминается «Западное море» (Арал). Кроме того, сообщается о яшмовых богатствах западного края, причем речь идет о регионе, близком к Западному морю». Можно полагать, что здесь имеются в виду гористые местности Казахстана и яшмовая зона Южного Приуралья.

uralskaya_yashma.jpg


Уральская яшма

И последнее, что хотелось бы отметить: с именем Чжан Цяня китайские историки и ботаники связывают появление в Китае культуры люцерны и винограда, а также граната, огурца, грецкого ореха и инжира. В цитируемом источнике (извл. 6) говорится только у винограде и растении му-су (люцерне), привезенных непосредственно Чжан Цянем, остальные культуры, видимо, появились в Китае сразу после открытия пути на запад. Возможно, это один из первых удачных опытов интродукции (переселения) растений из одного отдаленного региона мира в другой.

Извлечения

«Шицзи», или «Исторические записки» китайского историка Сыма Цяня (сер. II – нач. Iвв. до н.э.)

Извл. 1 (123). «Чжан Кянь [Чжан Цянь] при первоначальном отправлении в путь [в Западный край в 138 г. до н.э.] имел при себе более ста человек; по прошествии 13-ти лет [в 126 г.] только двое возвратились. Чжан Кянь прошел … [многие страны, в т.ч. ] Кангюй [в Восточном и Северном Приаралье]. Он слышал там, что в окрестных странах еще находится пять или шесть больших государств, почему в донесении государю писал: От Давани на север лежит Кангюй… От Юйтяни [Тянь-Шаня] на западе реки текут на запад и впадают в Западное [Аральское] море. … / Кангюй лежит почти в 2000 ли от Давани на северо-запад. Это кочевое владение… / Яньцай лежит почти в 2000 ли [более 1100 км] от Кангюя на северо-запад [в арало-каспийском регионе] [и Приуралье*]. И это кочевое владение; в обыкновениях совершенно сходствуют с Кангюем. Войско более 100000. Лежит при большом озере, которое не имеет высоких берегов. Это есть северное [Каспийское] море» (Бичурин, 1950, с. 149-150, пер. Н.Я. Бичурина).

Извл. 2 (123). «[После 118 г. до н.э. Чжан Цянь прибыл в Усунь, откуда] отправил своих помощников с посланниками в Давань, Кангюй … и другие окрестные владения. … По прошествии года возвратились посланники … и привезли с собой посольства из тех владений. / Таким образом, Китай открыл сообщение с государствами, лежащими от него на северо-запад. Но как Чжан Кянь первый открыл дорогу в Западный край, то впоследствии посланники, отправлявшиеся на запад, вообще отзывались, что Бо-ван-хэу (Чжан Кянь) своею прямотою умел приобресть расположение иностранных дворов… [Впоследствии] снова были отправлены посольства в Аньси, Яньцай… [и другие западные страны]» (Бичурин, 1950, с. 157-158, пер. Н.Я. Бичурина).

Извл. 3 («Бэнь цзи», I). «На западе [желтый император Хуан Ди] … поднимался на гору Цзитоу [где-то в горах Центральной Азии] [или Южной Сибири*]… / [Он] своевременно сеял все злаки и травы, [сажал] деревья, приручал и разводил птиц, зверей, [шелковичных] червей и бабочек, наблюдал за солнцем, луной, звездами и созвездиями, добывал землю, камни, металлы и яшмы, … бережно использовал воду, огонь, леса и другие богатства» (Сыма Цянь, 1972, с. 134, пер. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина). Согласно той же легенде в это время далеко-далеко от Китая на западе: «Королева или великанша-людоедка жила в башне из яшмы около горы Заходящего солнца и Западного [Каспийского или/и Аральского моря] моря» (Томсон, 1953, с. 61, пер. Н.И. Скаткина под ред. А.Б. Дитмара и Д.Г. Редера).

«Цяньханьшу», или «История старшего Дома Хань» – составлена китайскими историками Бань Гу, Бань Бяо и Бань Чжао (I в.)

Извл. 4 (95, Вступление). Сведения I в. до н.э.: «Северная дорога [из Китая], на переходе через Луковые горы [Памир] на запад, ведет в Давань [Фергану], Кангюй [Приаралье], Яньцай [арало-каспийско-приуральский регион]… Вообще почти во всех государствах Западного края ведут оседлую жизнь, имеют города, землепашество, скотоводство… Прежде все владения находились под зависимостью хуннов» (Бичурин, 1950, с. 170, пер. Н.Я. Бичурина).

Извл. 5 (95, 21). Сведения I в. до н.э.: «Кангюй. … Окружность земель его содержит 9104 ли. … Кангюй на востоке подчинен хуннам. … В 2000 ли от Кангюя на северо-запад лежит государство Яньцай, которое имеет до 100000 войска, и в обыкновениях совершенно сходствует с Кангюем. Оно прилегает к великому озеру, имеющему отлогие берега. Это есть северное [Каспийское] море. Кангюй имеет под собой пять малых владетелей, которые … зависят от Кангюя» (Бичурин, 1950, с. 184-186, пер. Н.Я. Бичурина).

Извл. 6 (95, 22). Сведения I в. до н.э.: «Китайский посланник [Чжан Цянь] в обратный путь [из Западного края] взял с собой виноград и семян растения му-су [люцерны]. Как умножилось число лошадей небесной породы [привозимых в Китай из западных стран], и посланники из иностранных владений приезжали во множестве, то Сын Неба [китайский император] развел виноград и растение му-су от загородного дворца на большое пространство. … От Усуня на запад [Кангюй, Янь] … все близки к хуннам» (Бичурин, 1950, с. 187-188, пер. Н.Я. Бичурина).

Путенихин В.П. В сердце Евразии (природа Урало-Поволжья в известиях древних писателей, ученых и путешественников). – Уфа: Китап, 2013. – 280 с. (Чжан Цянь – с. 125-128).