Коллекцию атласов по экономике Российской империи опубликовал геопортал РГО

На Геопортале Русского географического общества опубликованы коллекции социально-экономических атласов Российской империи, изданных на рубеже XIX–XX веков. Они содержат подробную информацию о развитии промышленности различных регионов, состоянии сельского хозяйства, численности населения и другие социально-экономические показатели.

Особенностью опубликованных коллекций является то, что они включают статистические атласы не только отдельных регионов, но и путей сообщения, в которых отражены перемещения как всех грузов в целом, так и товарооборот отдельных отраслей хозяйства. Автор этих произведений — Блиох Иван Станиславович, русский банкир, экономист и статистик, активно поддерживавший развитие железнодорожного транспорта в Российской империи.

Хотя первая пассажирская железная дорога в России была открыта в 1837 году и была шестой по счёту в мире, ко второй половине XIX века охват железнодорожной сети в масштабах страны всё ещё был небольшим. В развитии железнодорожного транспорта активно участвовали частные предприниматели, одним из которых был и Иван Блиох.

Во второй половине XIX века всё ещё существовало множество страхов и предрассудков, связанных с железной дорогой. Именно поэтому представленные в коллекции атласы демонстрировали важность и экономическую целесообразность дальнейшего развития данного транспорта в Российской империи.

Одной из самых примечательных коллекций опубликованного собрания атласов является издание "Опыт статистического атласа Российской империи". Его автор — генерал-лейтенант Алексей Афиногенович Ильин, известный русский картограф и издатель, заведовавший одноимённой литографией.

Алексей Ильин выпустил множество важных картографических произведений: карта Азиатской России, Атлас всех частей света и другие. Одним из самых значимых его трудов является "Опыт статистического атласа Российской империи", изданный в 1874 году. В издании — 45 листов тематических карт, на которых отображены ключевые социально-экономические показатели развития производства, сельского хозяйства и состояния населения.

При подготовке атласа использовалось множество материалов из различных ведомств: Центрального статистического комитета, Военно-Топографического отдела и Военно-учёного комитета Главного штаба, Департамента торговли и мануфактур и других ведомств. Такой подход обеспечил полноту и точность содержания атласа.

Помимо социально-экономических атласов территории Российской империи в разделе также опубликован Экономический атлас Северной Маньчжурии. Он был издан в 1931 году Экономическим бюро Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

КВЖД, построенная в 1896 году между Читой и Владивостоком, фактически была южной веткой Транссибирской магистрали. Её пути проходили по территории Маньчжурии — довольно слабо населённого региона, социально-экономические сведения о котором были ограниченны. Потребность в новых данных для дальнейшего развития железной дороги послужила одной из основных причин создания атласа, карты и схемы которого отражают основные экономические показатели.

Опубликованные коллекции социально-экономических атласов отражают развитие промышленности, сельского хозяйства и состояния населения в пределах Российской империи, а также дают информацию о развитии транспортной сети и грузоперевозок. Представленные в коллекциях материалы были составлены на основе обширной информации из различных ведомств и статистических данных, что позволяет использовать их и в наше время при исследовании динамики социально-экономического развития различных регионов России.