Колобок, да не тот: увлекательные приключения немецкого глобуса

Колобок, да не тот: увлекательные приключения немецкого глобуса Колобок, да не тот: увлекательные приключения немецкого глобуса

Многие предметы имеют не менее интересную судьбу, чем люди, только не могут её рассказать. Глобусу-планетарию XVII века из Кунсткамеры повезло. Он такой один-единственный, поэтому все его перемещения становились событиями. Мы знаем, что его бока пострадали от пуль, он горел в пожаре, потерял несколько деталей, "жил" в слоновнике, в больнице и в здании Адмиралтейства в Царском Селе. Некогда его вывез из Германии Пётр Великий, потом он вернулся на родину, а через несколько лет приехал обратно в Россию. Об увлекательных приключениях Готторпского глобуса — в нашем материале.

Как для глобуса построили дом с парком

Фридрих III, герцог Голштинский, всерьёз увлекался науками и задумал создать глобус такого размера, чтобы в нём могли поместиться 10–12 человек, сидящих за столом. Снаружи изображалась земная поверхность, внутри же размещалась карта небесных сфер. При этом глобус должен был вращаться, совершая полный оборот за 24 часа. Крутить махину полагалось водяному приводу, такому же, какой заставляет вращаться колёса водяных мельниц. Поэтому на реке Шлей, протекающей неподалёку от замка Готторф, возвели дамбу и подвели канал к месту, где строилось специальное помещение для диковинки — Глобусный дом. Вокруг же разбили целый парковый ансамбль, террасами спускавшийся к реке.

Разрез Глобусного дома в Нойверке (реставрация Ф. Люнинга). Иллюстрация из книги Э. П. Карпеева «Большой Готторпский глобус»

Разрез Глобусного дома в Нойверке (реставрация Ф. Люнинга). Иллюстрация из книги Э. П. Карпеева «Большой Готторпский глобус»

Создание и установка модели Земли заняла 13 лет. В 1651 году руководивший работами Адам Олеарий согласовал технические детали с "оружейным мастером" Андреасом Бушем, который вместе с помощниками смастерил металлическую шаровую конструкцию и механизм водяного привода, а потом всё это собрал воедино. В 1655 году придворный художник начал расписывать звёздное небо во внутреннем помещении, в 1662 году Олеарий купил 11 томов атласа мира Йоана Блеу, чтобы внести в географическую карту на поверхности глобуса новейшую информацию. В 1664 году герцог Христиан Альбрехт, сын уже почившего к тому времени Фридриха, объявил о завершении работ.

"Ось глобуса изготовлена из меди и имеет такой же размер, как икра человеческой ноги. На внутренней поверхности глобуса все звёзды и изображения небесных созвездий, а также Circuli Coelestis (небесные круги) нанесены настолько точно, что у сидящего внутри человека создаётся неописуемое впечатление, словно он видит все звёзды и планеты движущимися в первичном или вторичном движении. Стекающая с горы вода посредством специальных колёс вращает глобус одновременно с движением настоящего неба. На наружной поверхности глобуса изображены все части света, и, что особенно важно для любого земного глобуса, всё совершенно точно обозначено и раскрашено в красивые цвета. В качестве большого горизонта служит прекрасная галерея, по которой можно обойти вокруг глобуса и хорошо его осмотреть. Я не могу понять, чего в этой всемирно известной машине не достаёт, что она не вращается, и хотя я часто и подолгу её наблюдал, она оставалась неподвижной".

Э.В. Хаппель, "Великие достопримечательности мира", 1683–1691

Механизм вращения глобуса (реставрация Ф. Люнинга). Готторпский замок. XVI в. Иллюстрация из книги Э. П. Карпеева «Большой Готторпский глобус»

Механизм вращения глобуса (реставрация Ф. Люнинга). Готторпский замок. XVI в. Иллюстрация из книги Э. П. Карпеева «Большой Готторпский глобус»

Как глобус отправился в Россию

В 1713 году в Шлезвиг-Голштинию, до которой докатилась Северная война, прибыл Пётр I. 14 февраля он оставил Александру Меншикову, командовавшему русскими войсками в Померании, следующую инструкцию: "Ежели Бог даст доброе окончание с неприятелем, то библиотеку выпросить конечно всю из Шлезвига, також иных вещей, смотря самому с Брюсом, а особливо глобус". Неприятеля удалось победить, и часть библиотеки Готторпского замка вместе с глобусом преподнесли в подарок русскому царю. Но если с доставкой библиотеки особых проблем не возникло, перевезти глобус в четыре тонны весом оказалось не так просто.

"Государь приказал отвезти сию машину с величайшей бережливостью в Ревел на корабле под надзиранием Морского Офицера, оттуда отправить его в Петербург зимою на сделанных нарочно для него особливых санях. В некоторых местах, где дорога шла через лес, надлежало вырубать оный, иногда на несколько вёрст".

Из записок академика Якоба Штелина

Логичнее всего было отправить ценный груз морем. Но на Балтике продолжались военные действия шведского и английского флотов против России, поэтому путь пришлось разбить на несколько отрезков. В октябре 1713 года галиот "Полумесяц" вошёл в реку Шлей забрать глобус — чтобы погрузить его на корабль, пришлось загодя разобрать стену Глобусного дома. Судно отправилось в Пиллау (ныне Балтийск), откуда глобус на огромных санях довезли до Риги. Дальше он снова путешествовал морем — до Ревеля (ныне Таллин), где вновь "пересел" в сани, чтобы к 20 марта 1717 года добраться до Петербурга. "Большой Готторпский глобус вчера благополучно прибыл сюда, — писал 21 марта библиотекарь Петра Великого Иван Шумахер лейб-медику Роберту Арескину. — Его привезли на двух санях, тянули их 800 (!) крестьян и сопровождали 300 драгун, которые рубили лес и прокладывали дорогу. Труд невообразимый, и надо быть царём, чтобы привезти по суше такую чудовищную машину". Глобус провёл в пути три с половиной года.

Внутреннее помещение глобуса. Фото: Ольга Ладыгина

Внутреннее помещение глобуса. Фото: Ольга Ладыгина

Поначалу механизм разместили в здании, в котором некогда жил слон, преподнесённый Петру персидским шахом Хуссейном. Впрочем, вскоре для глобуса поставили собственный дом, о чём позаботился лично государь император.

"Сколь приятно было великому любителю наук и художеств (Петру I — авт.) иметь свой глобус, можно заключить из того, что, возвратившись в Петербург, немедленно пошёл он туда, где оный стоял, приказал построить для него особливую палату подле летнего дворца и почти всякий день, часто по целому часу, занимался рассматриванием оного".

Из записок академика Якоба Штелина

Но и этот дом стал лишь "временной квартирой" — в Петербурге шло строительство Кунсткамеры, в башне которой под глобус отвели второй этаж. В 1726 году первый президент Академии наук Лаврентий Блюментрост руководил подъёмом металлического земного шара, для чего ему понадобилось "сто человек — ради перевозки, двадцать пять человек плотников, для дела ящиков, мосту и протчия надлежащия машины, тысячу самых толстых досок, восемьдесят брёвен, между которыми пятнадцать самых толстых, пятнадцать пуд железа, тройные и четверные блоки с верёвками, сто сажен верёвок толщиною в два и полтора дюйма, три судна плоских, на которых щиты возят, три шлюпки". Глобус спустили по Неве к зданию Кунсткамеры, доставили на положенное ему место, после чего над ним возвели свод и закончили строительство обсерватории.

Обследовавший глобус Блюментрост констатировал серьёзные повреждения, которые появились в результате многочисленных переездов. Серьёзно пострадала карта земной поверхности: "северный полюсный циркул и вся страна холодная (пояс морозный) испорчены и худы", "полденный циркул не испорчен, цел, но гораздо нечист", части механизма заржавели, сам глобус осел вниз. Приводить достопримечательность в порядок, однако, никто не спешил. Мало того, окна помещения, где она находилась, были не застеклены, и попасть туда можно было только по приставной лестнице.

Прошло четыре года. В 1730 году в Петербург ожидали португальского инфанта дона Эммануэля, и тут, продумывая развлекательную программу для венценосного иностранца, вспомнили про глобус. От Канцелярии Академии в Канцелярию от строений полетела промемория, требующая "в том месте, где оный поставлен, убрать, в окна окончины вставить, и ко оному из зал лестницы пристроить". Позже предпринималась пара попыток привести в порядок и сам глобус, но неясно, увенчались ли они успехом.

Фрагмент звёздного неба Глобуса-планетария. Разрез Глобусного дома в Нойверке (реставрация Ф. Люнинга). Иллюстрация из книги Э. П. Карпеева «Большой Готторпский глобус»

Фрагмент звёздного неба Глобуса-планетария. Разрез Глобусного дома в Нойверке (реставрация Ф. Люнинга). Иллюстрация из книги Э. П. Карпеева «Большой Готторпский глобус»

Как глобус пережил пожар и войну

5 декабря 1774 года в Кунсткамере вспыхнул пожар. Особенно от него пострадали верхние этажи здания.

"Погорело в академии кроме немалого числа книг и вещей анатомических, вся галерея с сибирскими и китайскими вещами, Астрономическая обсерватория с инструментами, Готторпский большой глобус <...> однако повреждение Двору и публике показано весьма малое и о большом глобусе объявлено, что он только повредился, невзирая на то, что оного в целости ничего не осталось, кроме старой его двери, коя лежала внизу в погребе. <...> Таким образом, негодование у двора и молву в людях о том пожаре утолив, начала несколько Академия в 1748 г. и большой глобус починивать новым образом, то есть всё новое делать, прилагая всякое старание".

Михаил Ломоносов

От первоначального облика практически ничего не осталось: металлический каркас деформировался, часть винтовых соединений утеряна или повреждена, оплавилась большая часть зубчатых колёс механического привода глобуса и покрывающих его внешнюю поверхность медных листов. Полностью выгорели все деревянные части и холст внутри и снаружи. Собирать и расписывать глобус приходилось, по сути, заново.

Это дело поручили адмиралтейскому компасных дел мастеру Бенджамену Скотту, и не прогадали. К 1750 году закончили практически все восстановительные работы, оставалась роспись небесного свода по атласу Байера и географическая карта на внешней стороне глобуса. За создание последней отвечал адъюнкт Географического департамента Петербургской Академии наук, профессор кафедры географии Иван Трускотт. Дело продвигалось медленно — для реставрации глобус перенесли в неотапливаемое помещение, поэтому работы вели только летом. В 1786 году Трускотт умер, и нанесение глобусной карты завершалось уже при его преемнике — географе при Петербургской Академии наук, геодезисте академике Фёдоре Шуберте. Полностью работы закончили в конце июля 1790 года.

Нижняя часть наружного меридиана глобуса. Пунктиром отмечены маршруты Дж. Кука. Фото: Ольга Ладыгина

Нижняя часть наружного меридиана глобуса. Пунктиром отмечены маршруты Дж. Кука. Фото: Ольга Ладыгина

Теперь все надписи на глобусе были нанесены на русском языке. Трускотт задумал отразить на поверхности шара все новейшие открытия в области географии. В частности, используя судовой журнал Джеймса Кука, нанёс очертания ряда не так давно обнаруженных островов в Тихом океане и отобразил маршруты плаваний первооткрывателя. При этом подписей на удивление мало: во Франции отмечены только Париж, Лион и Марсель, в Германии — Берлин и Мюнхен. Возможно, это связано с тем, что глобусом предполагалось любоваться издали, с галереи, а не изучать по нему географию. Либо сидеть на скамейке внутри, наблюдая движение небесных светил, которые скрупулёзно восстановили, для чего отлили 1016 звёзд, размеры которых соответствуют звёздным величинам Птолемея.

Глобус сменил несколько "мест проживания" — сначала он стоял в выстроенном для него напротив здания Двенадцати коллегий Глобусном покое, потом, когда на этом месте решили создать сквер, переехал в восточную ротонду Зоологического музея в здании Музеума, оттуда — в здание Адмиралтейства в Царском Селе (ныне Пушкин).

Глобус в здании Адмиралтейства в Царском Селе. Иллюстрация из книги Э. П. Карпеева «Большой Готторпский глобус»

Глобус в здании Адмиралтейства в Царском Селе. Иллюстрация из книги Э. П. Карпеева «Большой Готторпский глобус»

Когда немецкие войска вошли в Пушкин в 1941 году, с ними шла "группа защиты искусства", призванная вывозить обнаруженные художественные ценности в Германию. Руководил ею выходец из Шлезвига Хельмут Персеке, который немедленно озадачился вопросом, как вернуть Готторпский глобус на родину. В 1942 году на специальной глубокосидящей железнодорожной платформе модель земного шара отправилась из Пушкина в Нойштадт, где под неё выделили помещение в местной больнице, резонно полагая, что это здание авиация союзных войск вряд ли будет бомбить. Стену больницы разобрали и прямо внутрь здания провели железнодорожную колею, по которой и доставили глобус на место. В Нойштадте он оставался до конца войны, пока его не обнаружил представитель Британской комиссии по возвращению имущества капитан Кларк. В 1947 году многострадальная достопримечательность через Любек, Гамбург и Мурманск уехала обратно в Ленинград.

Глобус, выставленный в Германии в помещении Любекской газовой компании в июне 1947 г., перед отправкой в Ленинград. Иллюстрация из книги Э. П. Карпеева «Большой Готторпский глобус»

Глобус, выставленный в Германии в помещении Любекской газовой компании в июне 1947 г., перед отправкой в Ленинград. Иллюстрация из книги Э. П. Карпеева «Большой Готторпский глобус»

Как глобус вернулся в Кунсткамеру

По умолчанию все обнаруженные ценности, подлежащие возврату, отправлялись на адрес Эрмитажа. Туда же должны были доставить и Готторпский глобус. Директор Эрмитажа академик Иосиф Орбели лично послал телеграмму председателю Мурманского горисполкома, указав: "Глобус является памятником культуры, имеющим мировое значение", и попросив оказать содействие при его транспортировке. В Эрмитаже уже подготовили помещение, подходящее глобусу-планетарию. Оставалось согласовать вопрос с Академией наук, поскольку прежде памятник культуры принадлежал именно ей.

"Сегодня прибывает направленный в адрес Эрмитажа Большой Петровский Глобус, увезённый фашистами из Пушкина. Глобус в неразобранном виде. Диаметр три с половиной метра. 24 (июля — авт.) утром перевозим в Зимний дворец. В случае отсутствия возражения с Вашей стороны, предлагаю поставить (его) в Большой Ротонде 2-го этажа между галереей Петра Великого и залами Елизаветы Петровны. Ротонда богатой архитектуры диаметром 14 м, высотой 16 с верхним светом, вокруг имеется галерея. Надеюсь на ваше согласие. Прошу срочного ответа. Ввиду необходимости вскрыть, проверить сохранность, убрать в закрытое помещение".

Письмо Иосифа Орбели Президенту АН СССР академику Сергею Вавилову

Возражения со стороны Академии наук последовали — к этому времени уже решили восстанавливать Кунсткамеру в первоначальном виде. Со времён пожара здание стояло без деревянной башенки, которая выгорела дотла. В ходе реконструкции её планировалось восстановить, и Вавилов решил поставить глобус в круглом зале на пятом этаже башни. Орбели принял ценный груз и, не распаковывая, поставил под сводом Главных ворот Эрмитажа дожидаться, пока работники академии заберут его, осмотрят на предмет повреждений и приведут в порядок. Время шло, за глобусом никто не приходил, надвигалось празднование 30-й годовщины Октябрьской революции.

Дверь глобуса с гербом Фридриха III. Фото: Ольга Ладыгина

Дверь глобуса с гербом Фридриха III. Фото: Ольга Ладыгина

"Ввиду предстоящих праздничных мероприятий дальнейшее хранение под воротами Зимнего дворца громадного ящика с глобусом совершенно невозможно. Напоминаю просьбу подтвердить Ваше распоряжение аппарату о незамедлительном вывозе глобуса".

Письмо Иосифа Орбели Президенту АН СССР академику Сергею Вавилову

Спешно вывезенный из-под ворот Эрмитажа ящик с огромной сферой поставили в сарай во дворе Пушкинского дома на Тучковой набережной (ныне набережная Макарова). Осмотреть, в каком состоянии достопримечательность доехала до места, руки всё как-то не доходили, но однажды в сарай залезли любопытные дети. Разбив окно, они добрались до загадочной "посылки", разломали упаковку… и узнавшим об этом работникам из Музея М.В. Ломоносова при Академии наук ничего не оставалось, как срочно выехать на освидетельствование глобуса.

Звёздное небо глобуса. Северное полушарие. Иллюстрация из книги Э. П. Карпеева «Большой Готторпский глобус»

Звёздное небо глобуса. Северное полушарие. Иллюстрация из книги Э. П. Карпеева «Большой Готторпский глобус»

Результаты оказались неутешительными — на сфере обнаружили 32 вмятины различной глубины и четыре отверстия от пуль, краска растрескалась и потекла, пошла трещинами, 60% холста отставали от поверхности, деревянные детали внутренней меблировки поломались. 31 октября 1948 года глобус подняли в башенку Кунсткамеры, горизонтально установили на козлах для реставрации и оставили так на восемь лет. В 1956 году наконец начались реставрационные работы.

Любопытные факты

  • Внутрь глобуса ведёт отверстие, расположенное в южной части Тихого океана. Его закрывает дверь, на которой изображён Голштинский герб.
  • Внутренняя роспись изображает 48 живописных образов созвездий, на которых размещены звёзды.
  • Величины звёзд различаются по их размерам и конфигурации, причём вместо шести положенных их всего четыре.
  • На горизонте глобуса нанесены метки 365 дней григорианского и юлианского календарей. При этом отсутствует 31 октября, но есть 31 ноября.
  • Вместе с глобусом из Голштинии в Петербург поехал плотник и механик Кристофер Деско, которого Пётр I пригласил быть смотрителем этой модели Земли.
  • Во время реконструкции глобуса после пожара один из работников решил поживиться, продавая медные детали, но был раскрыт: в 1751 году Трускотт внезапно обнаружил "в лавке на Адмиралтейской стороне в морском рынке меридиан глобуса бывшего Готторпского зелёной меди", а купец рассказал, у кого именно его приобрёл.
  • При монтаже глобуса в Кунсткамере в послевоенное время ось установили с наклоном, соответствующим широте Петербурга. Из-за этого стол и скамья внутри тоже оказались под наклоном: изначально конструкция была рассчитана на широту Готторпа.

Последнее серьёзное потрясение Готторпский памятник культуры перенёс в 1982 году, когда в помещении над ним в январе прорвало батарею центрального отопления. Глобус окутал густой пар, превратившийся в иней, из-за чего пострадала живопись. К счастью, реставрация 1983 года оказалась выполнена на таком высоком уровне, что впоследствии в ходе плановых реставрационных работ дело обходилось небольшими подновлениями. Пожелаем глобусу, чтобы так было и дальше, — после всех приключений он заслужил спокойную жизнь.

Ольга Ладыгина