Колёсный пароход с героической судьбой: ЦПИ РГО исследует судно "Вера Фигнер"

Колёсный пароход с героической судьбой: ЦПИ РГО исследует судно "Вера Фигнер" Колёсный пароход с героической судьбой: ЦПИ РГО исследует судно "Вера Фигнер"

В канун годовщины прорыва блокады Ленинграда Центр подводных исследований (ЦПИ) РГО рассказал о новом проекте исследований речного колесного парохода "Вера Фигнер", обнаруженного на дне реки Сылва в Пермском крае. Это судно выполнило важную миссию, доставив в эвакуацию группу ленинградских школьников в 1941 году.

Пока не сомкнулось смертельное кольцо

Август 1941 года. Немцы уже оккупировали Ригу, подошли к Пскову. С севера наступает финская армия. Кольцо блокады вокруг Ленинграда вот-вот сомкнётся. Понимая, чем грозит долгая осада города, из него решили срочно эвакуировать часть жителей, и в первую очередь детей. На поездах, на автомобилях по шоссе и просёлочным дорогам, по Ладоге маленьких ленинградцев вывозили в Ярославскую, Вологодскую, Горьковскую, Кировскую, Пермскую области, на Урал, в Башкирию и Казахстан… Дорог был буквально каждый день, каждый час. До начала сентября из города вывезли больше половины дошколят и школьников. Это были страшные дни, величайшие трагедии разбомблённых эшелонов с детьми, потопленных ладожских пароходов.

Пароход

Пароход "Вера Фигнер". Фото предоставлено ЦПИ РГО

Учеников ленинградской школы №300 в августе 1941 года ждал путь с Московского вокзала в Пермский край. Поезд дошёл лишь до Ярославской области, и тут ждали бомбёжки, разрушенные пути, руины станций — немцы шли к Москве. Спастись можно было только по воде — Волга была рядом. Даже сейчас, просто посмотрев на карту, поражаешься, какой огромный опасный путь проделали дети, большинство из которых были младшеклассниками, без тёплой одежды и запасов продуктов. Сперва вниз по Волге, на пароходе "Златовратский" до устья Камы, а там, по сходням — на борт колёсника "Вера Фигнер", и бывший купеческий флагман зашлёпал колёсами вверх по Каме, которая уже начала покрываться шугой. Команда делилась с малышами всем, чем могла: кусками хлеба, одеждой, теплом — по пароходу протянули брезентовые пожарные рукава с горячей водой. К городу Сарапул подошли, рискуя вмёрзнуть в лёд. Несколько десятков измученных маленьких ленинградцев посадили в поезд до Перми, и там их одиссея закончилась.

Пароход на дне реки

Жители деревень, что живут по берегам небольшой реки Сылва в Пермском крае, на протяжении нескольких десятилетий рассказывают байку о том, что в реке где-то на дне лежит огромный пароход. Стремясь разгадать эту загадку, местные историки и краеведы подробно изучили документальные свидетельства и пришли к выводу: на дне Сылвы лежит колёсный пароход "Вера Фигнер", с начала ХХ века ходивший и по Каме, и по Волге. Самые первые исследования эхолотами с катеров показали на дне объект больших размеров. Для того чтобы убедиться в правильности догадки, пригласили специалистов ЦПИ РГО.

Фото предоставлено ЦПИ РГО

Фото предоставлено ЦПИ РГО

Исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин: "Мы с интересом приняли приглашение, были рады возможности поработать в новом регионе, со здешними надёжными партнёрами. Финский залив в декабре надёжного льда не дал, и для нас это была отличная возможность понырять под лёд в воду, которая, как и балтийская, по зиме гораздо прозрачней, чем летом. Это очень облегчает и работу, и видеосъёмку. Наши коллеги — пермские дайверы оборудовали настоящий лагерь с жилыми модулями, электричеством и транспортом. Работа шла на глубине 14–16 метров. Огромный — в длину 70 и в ширину 16 метров — пароход стоит на ровном киле, занесённый слоем ила толщиной в полтора метра. У судна практически отсутствует носовая часть. Мы произвели все нужные измерения, видеосъёмку. Все обнаруженные особенности — конструкция, клёпаный корпус, размеры, звезда на кожухе гребного колеса, месторасположение в реке подтверждают: перед нами именно "Вера Фигнер". Но исследования надо продолжать, есть шанс найти какие-то детали, где обозначено название корабля, например рынду".

Фото предоставлено ЦПИ РГО

Фото предоставлено ЦПИ РГО

Героический, но невезучий

Он был очень роскошным. Пароход, носивший первое имя "Екатерина", сошёл со стапелей новейшего по тем временам Муромского завода Павла Валёнкова весной 1904 года. Его снарядили и отделали по-царски: красное дерево, ковры, бронза, зеркала. Интерьеры первого класса, выполненные в стиле модерн, напоминали настоящий дворец на воде. Однако судно было рождено под не самой счастливой звездой: заказчик обанкротился, а вслед за ним и судоверфь — пароход стал её последним творением. Новая хозяйка — нижегородская купчиха первой гильдии Мария Кашина переименовала приобретение из "Екатерины" в "Харитину" — в честь дочери, и пароход принялся возить пассажиров и грузы по Волге и Каме на линиях Нижний Новгород — Казань — Рыбинск — Пермь.

Фото предоставлено ЦПИ РГО

Фото предоставлено ЦПИ РГО

Но и на реке "Харитине" не очень везло. Посадка на мель летом 1912 года, столкновение с наливным керосиновозом компании Нобеля с повреждением двигателя и палубы, травмами команды и пассажиров. Год спустя — продажа за долги. И скорая революция, Гражданская война. Пароход изуродовали переделками, роскошное убранство разворовали. На нём возили людей, грузы и оружие, набивая до отказа палубы и трюмы. Разруха превратила "Харитину" в этакий волжский "ковчег", на котором держали путь комиссары и спекулянты, семьи голодающих, тифозные больные, мешочники… В конце 20-х годов пароходу дали новое — "красное" — имя в честь революционерки-народницы Веры Фигнер. Корабль привели в порядок, слегка модернизировали — и его колёса вновь и вновь крутились на волжской волне, перевозя семьи советских служащих и отдыхающих. А потом началась война. Некогда белоснежные борта выкрасили в серый камуфляжный цвет. "Вера Фигнер" участвовала в обеспечении перевозок для Сталинградского фронта в навигацию 1942 года, возила раненых и грузы, спасла своими рейсами тысячи эвакуированных.

Фото предоставлено ЦПИ РГО

Фото предоставлено ЦПИ РГО

После войны уставший пароход ещё ходил полтора десятка лет, потом занял место у берега Сылвы, ожидая участи других старых судов-волгарей — списания на металлолом. Но в 1966 году случилось какое-то не вполне понятное ЧП — то ли корпус дал течь, то ли накренило ледоходом, то ли кто-то неумело раскочегарил и взорвал судовой котел… Руководство Камского речного пароходства попыталось спасти "Веру Фигнер" от затопления, но ей и тут не повезло — буксирный трос, пропущенный через носовые клюзы, начисто оторвал бедняге нос… Колёсник оказался на дне Сылвы, и память о нём потихоньку начала стираться. Пока спустя полвека к кораблю не спустились дайверы ЦПИ РГО.

Фото предоставлено ЦПИ РГО

Фото предоставлено ЦПИ РГО

У "Веры Фигнер" новое будущее

Находка на дне Сылвы уже сделала "Веру Фигнер" вновь знаменитой. Теперь судну предстоит долгая и тщательная расчистка, исследования прочности корпуса. Специалистам ЦПИ РГО предстоит обработать сделанные сканы, фото- и видеоматериалы, создать 3D-модель корабля.

Исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин: "Теперь следующая задача откачивать ил, тогда можно будет проникнуть в глубь конструкций и определить их сохранность. Здешняя вода довольно жёсткая, металл в ней коррозирует быстро. Очень важно понять, насколько безопасны работы на этом судне, нет ли опасности, что проржавевшие борта "сложатся". Мы надеемся, что появится возможность поднять наиболее интересные детали — например, рынду, штурвал, якорь, рундуки, куски обшивки. В дальнейшем пароход мог бы стать не только историческим объектом, но и объектом для технического дайвинга, для обучения начинающих водолазов. Поднять его не представляется возможным он слишком большой, да это и нецелесообразно".

Фото предоставлено ЦПИ РГО

Фото предоставлено ЦПИ РГО

Пермские историки считают, что артефакты, которые предстоит поднять с "Веры Фигнер", а также архивные документы, фотографии, старинные книги послужат основой новых интересных выставочных экспозиций. Сейчас обсуждаются совместные культурно-просветительные проекты, участвовать в которых уже высказала готовность Камская археологическая экспедиция, музеи — Пермский краеведческий, Музей обороны и блокады Ленинграда (СПб), музей "Дорога жизни" (Осиновец). Из подводных и документальных съёмок смонтируют фильм о судьбе корабля. На сылвенском берегу установят обелиск, посвящённый 80-летию эвакуации ленинградцев, в его создании примут участие потомки детей, вывезенных из Ленинграда и оставшихся в Пермском крае, — Пермское землячество Санкт-Петербурга. А героическую "Веру Фигнер" ждёт новый этап доброй памяти.