Команде РГО удалось восстановить один из блоков радиооборудования легендарного "Борта Тюрикова"

Продолжается поэтапное восстановление оборудования легендарного "Борта Тюрикова" – самолёта "Дуглас С-47", эвакуированного с Таймыра в 2016–2017 годах в рамках экспедиции Русского географического общества. Реставрационной работой занимается команда поискового отряда "Трасса" Военно-инженерного института СФУ во главе с членом Русского географического общества, участником экспедиции по эвакуации "Дугласа" Александром Матвеевым.

Самолёт C-47 "Дуглас" был изготовлен в США в феврале 1943 года. Затем в рамках ленд-лиза передан СССР. В военных действиях самолёт не участвовал, с апреля 1943 года работал в полярной авиации на севере Красноярского края. 23 апреля 1947 года во время перелёта бухта Кожевникова – Дудинка – Красноярск самолёт совершил вынужденную посадку на болото в тундре. На борту находились, по разным данным, от 26 до 32 пассажиров. 11 мая самолёт нашли, часть людей удалось эвакуировать, девять человек, включая командира воздушного судна, пропали без вести. Останки командира лайнера Максима Тюрикова были обнаружены только в 1953 году таймырским оленеводом.

5zo1nmmi3vu.jpg


Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

В этот раз объектом реставрации стал один из блоков радиооборудования. Электромашинный преобразователь напряжения, или умформер, когда-то обеспечивал высоким напряжением блок радиокомпаса самолёта. Он был извлечён участниками экспедиции из болота при прочёсывании места аварийной посадки при помощи металлоискателя. 

"Устройство провело почти 70 лет в самом губительном для техники положении. Половина корпуса была под водой, вторая половина выступала из болота. Коррозия в таких условиях была настолько сильной, что часть деталей просто исчезла, превратившись в ржавую труху. Это хорошо видно по табличке преобразователя. Половина её полностью растворилась. На сохранившейся части можно прочитать название изготовителя – General Electric и год выпуска – 1942", – отметил руководитель отряда "Трасса" Александр Матвеев.

tablichka.jpg


Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Первоначально никто из команды реставраторов не предполагал, что умформер когда-то сможет вращаться и вырабатывать высокое напряжение. Стояла задача восстановить внешний вид и создать добротный экспонат для будущего музея. Но по мере работ по очистке, отмачиванию, пропитыванию, реставрации утраченных деталей вдруг стало ясно, что устройство небезнадежно. 

"Результат превзошёл все ожидания – устройство отреставрировано до рабочего состояния, испытано под нагрузкой и сохранило более 80% оригинальных деталей. Команда получила бесценный опыт и приглядывается к новым трофеям, спасённым из тундры", – добавил Александр Матвеев.

vid2.jpg


Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Благодаря команде Красноярского краевого отделения РГО ранее были полностью отреставрированы основное шасси самолёта и блок управления радиокомпаса. Удалось также восстановить вилку хвостового колеса, которая сломалась пополам при аварийной посадке. Фюзеляж самолёта установлен на центроплан.

"Командой проекта приняты все необходимые меры для обеспечения безопасности "Дугласа". Установлено современное металлическое ограждение вокруг самолёта, ведётся видеонаблюдение. Все съёмные детали помещены в контейнеры. Мы также ведём переговоры о восстановлении этого ценнейшего экземпляра до состояния музейного экспоната с привлечением профессионалов", – рассказали представители Красноярского краевого отделения РГО.

1eremrpt0aa.jpg


Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Впоследствии "Борт Тюрикова" должен стать интерактивным образцом будущего Парка-музея освоения Севера, который планируется создать на острове Молокова в Красноярске.

Напомним, в декабре 2018 года экспедиция "Борт Тюрикова. Возвращение" стала победителем Премии Русского географического общества в номинации "Лучшая экспедиция по России". Её вручил лично Председатель Попечительского Совета РГО Владимир Путин.