Сегодня, кажется, все знакомы с перечнем проблем, вызванных шумовым загрязнением. Нестабильное ментальное состояние, раздражительность, плохая концентрация, повышенная утомляемость человека и животных – всё это последствия превышения естественного уровня шумового фона. Основные источники шума – авто/железнодорожный транспорт, наземные линии метро, промышленные предприятия, а также шумы "бытового происхождения".
В связи со стремительным развитием городской инфраструктуры, ростом объёмов и темпов строительства уровень шума будет возрастать, поэтому наблюдаемая в городе ситуация требует мер "компенсационного" характера и разработки шумозащитных предприятий, чем сейчас и занимаются соответствующие организации.
Однако шум шуму рознь, и если городской, индустриальный шум, воспринимается резко человеческим ухом, то шум естественной природы имеет совершенно противоположный эффект. Над этим особенно стали задумываться учёные XX века, переосмысляя музыкальную стилистику жанров и влияние музыки на человеческое ментальное и физическое здоровье. Таким образом, стали появляться первые композиторы "экологической музыки", а вскоре и сформировалось целое музыкальное направление.
Композиторы "экологической музыки" используют в качестве звукового материала любые природные шумы и голоса животных. Так, например, существуют некоторые разновидности электронного рока, совмещающие синтезатор с акустикой окружающей среды – аудиозаписями голосов животных, ритуальных песнопений, шумов города и тд. К ним можно отнести эмбиент (от англ. "ambient" – окружающий), чилл-аут (от англ. сленгового слова "to chill" – остынь, расслабься), даунтемпо (от англ. "downtempo" – заниженный темп), псибиент (от англ. "psybient" – сокращение от "psychedelic ambient"). Также в джазе выделяют стиль нью-эйдж (от англ. "new age music" – музыка новой эпохи), зарождается "экологический джаз".
На сегодняшний день явление экологической музыки ещё не изучено досконально. Выделяют три основные сферы осмысления проблем этого явления. Среди них музыка рассматривается как шум и загрязнение среды, как сфера художественных и эстетических идеалов, где требование чистоты прямо связано с экологией и нравственностью, и как внутренний мир человека в контексте воздействия на него экологического поля. Так или иначе, нельзя отрицать важности роли шумов и звуков в жизни человека. Природа для нас – это кладезь бесконечных открытий и материалов для новаторства. Думаю, очень важно каждому переосмыслить значение природы в культурном и философском контексте и открыть для себя что-то новое.
Источники:
- https://cyberleninka.ru/article/n/ekologiya-muzyki-kak-aktualnaya-problema-sovremennogo-muzykoznaniya/viewer
- http://www.dpioos.ru/eco/ru/noise?change
- http://aperock.ucoz.ru/load/20-1-0-3083
Полезные ссылки:
1) Импровизация на тему звуков, извлекаемых горбатыми китами:
2) Перекличка волчьего воя с саксофоном:
3) Импровизация духовых инструментов с звуковыми отражениями эха Гранд-Каньона:
4) Композиции Оливье Мессиана, академическая экологическая музыка: "Пробуждение птиц", "Экзотические птицы".
Автор: Мария Доронина, Журфак МГУ