Костромской вездеход стал участником уникальной экспедиции на Чукотке

Костромской вездеход. Фото: ГТРК "Кострома"

Русское Географическое Общество начало подробное исследование авиатрассы Аляска-Сибирь. В годы Великой Отечественной войны по ней перегоняли военные самолеты из Америки в СССР. В прошлом году впервые была организована экспедиция по обследованию объектов АлСиба. Этим летом начались раскопки. И успех этого путешествия во многом зависел от уникального костромского вездехода.

В сентябре 9-местная со скрытым каркасом безопасности и повышенной обзорностью чудо-машина вернулась домой. Его сконструировали и поставили в мелкую серию костромские инженеры и предприниматели.

as.png


Андрей Смирнов, владелец компании-производителя вездехода. Фото: ГТРК "Кострома"

Андрей Смирнов, владелец компании-производителя вездехода:  - Это второй вариант машины. В этом году мы сделали его. Мы увеличили салон, мы заменили двигатель: у нас был бензиновый, теперь дизельный. Он расходует очень мало солярки. Увеличили бак до 120 литров – можно путешествовать очень длительное время.

Таким большим испытанием – далеко и надолго – для костромского вездехода стала экспедиция Русского географического общества на Чукотку. Поисковикам потребовалась помощь в разведке непроходимых болот АлСиба. Так называлась авиатрасса Аляска-Сибирь. В годы Великой Отечественной по ней перегонялись самолеты, полученные по ленд-лизу от США. Об АлСибе до сих пор известно немного, чтобы устранить белые пятна в истории, и была организована экспедиция РГО.

rr.png


Председатель Костромского отделения РГО Рябинцев Роман. Фото: ГТРК Кострома

Роман Рябинцев, председатель Костромского областного отделения РГО: - Это труднодоступные места. Там можно перемещаться только на вездеходах или вертолетах. И наша задача была – исследовать, изучить, найти аэродромы, взлетно-посадочные полосы. И самое главное – останки летчиков и самолетов.

Чтобы перегнать боевые самолеты из Аляски в Сибирь, в короткие сроки была построена вся необходимая инфраструктура: аэродромы, взлетно-посадочные полосы, жилье для авиаторов и техников. И всё это в условиях вечной мерзлоты. В 1942 году начались первый рейсы. Российские летчики сделали почти немыслимое – за 3 года по трассе АлСиб прошло более 8 тысяч самолетов, которые прямиком отправлялись на фронт. Но несовершенство навигационной системы и сложнейшие метеоусловия не редко становились причиной потерь техники и летного состава. В 39 авиакатастрофах погибли 115 советских авиаторов. Найти в непролазной 80-летней растительности упавшие машины – сегодня задача поисковиков.

pavel.png


Павел, участник экспедиции. Фото: ГТРК "Кострома"

Павел, участник экспедиции РГО: В прошлый раз мы сделали очень хороший фотоплан при помощи квадрокоптера, на котором видно несколько точек. Мы вот сейчас их посетим - что там имеется.

Чукотская суровая природа стала настоящим испытанием для членов экспедиции. Многокилометровые болота, кусты, реки и озёра. А еще гнус – разных размеров и свирепости.

moshki.png


"Это комары, если что. Это мооошки. Дмитрий, выпускай!". Фото: ГТРК "Кострома"

Костромской вездеход справился со всеми испытаниями. В итоге участникам экспедиции удалось найти четыре упавших самолета и останки одного красноармейца. Теперь поисковики будут устанавливать личность солдата и выяснять судьбу самолетов. Исследование АлСиба будет продолжено следующим летом – сейчас на Чукотку пришла зима. И в новой экспедиции непременно примут участие и костромичи.

Источник: https://gtrk-kostroma.ru/news/kostromskoy-vezdekhod-stal-uchastnikom-uni...