Красноярские ученые планируют исследовать погибшее в годы Великой Отечественной войны судно

Летом 2019 года красноярские ученые в рамках экспедиции "Енисей–Арктика", организованной при поддержке Красноярского краевого отделения Русского географического общества и Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, планируют исследовать погибший в 1943 году в Карском море сухогруз "Тбилиси".

"Для Красноярского края это очень важный экспедиционный проект, который позволит дополнить историческую память о событиях Великой Отечественной войны. В 2020 году, в год юбилея победы в Великой Отечественной войне, мы проведем памятные мероприятия на месте гибели сухогруза. А сейчас используем возможности для изучения самого судна", – отмечает председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.

"До сих пор не выяснено точно, затонул ли "Тбилиси" от мины или был торпедирован немецкой субмариной. В поисковой операции будем использовать гидролокатор бокового обзора, также предполагается погружение водолазов – мы хотим определить характер повреждений судна", – говорит руководитель Норильского местного отделения РГО Олег Костин.

В 2019 году планируется обследовать район затопления судна при помощи подводной робототехники и аквалангистов (из норильского клуба дайверов). Первым делом необходимо определить точное местоположение судна и получить его акустическое изображение.

Данная работа будет интересна не только с точки зрения исторической науки, дав новые сведения о действиях Кригсмарине в Карском море и устьях сибирских рек, но и с точки зрения патриотического воспитания. Красноярский край – самый восточный регион страны, где велись военные действия. В годы Великой Отечественной войны Карское море стало одним из театров боевых действий. Через него осуществлялись перевозки стратегических грузов, которые стремились прервать гитлеровцы. В море действовали германские подводные лодки, нападавшие на конвои и минировавшие пути. В 1942 году немецкий тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" даже атаковал Диксон – арктический порт в Красноярском крае, но атака была отбита немногочисленным гарнизоном.

"Место, где затонул "Тбилиси", известно. Наша задача обследовать судно с помощью современного гидролокатора. А аквалангисты, в свою очередь, планируют спуститься под воду, чтобы поднять на поверхность возможные находки, например, рынду", – сказал руководитель экспедиции, член РГО Александр Гончаров.

Грузовой пароход "Тбилиси" (1912 года постройки) погиб в сентябре 1943 года в районе Крестовских островов в Енисейском заливе. По одной из версий, он подорвался на мине. Взрыв произошел между вторым и третьим трюмами и снес носовую мачту. Капитан пытался посадить судно на мель, но оно затонуло на глубине около 12 метров. Погибли два члена экипажа.  Остальных удалось спасти подоспевшей подмогой.

Сведения относительно данного каравана, куда входил еще транспорт "Свияга" и тральщик "T-896", противоречивы – по одним сведением, судно шло из Дудинки в Диксон, куда везло груз угля, по другим, из Дудинки через Диксон в Архангельск, куда везло уголь и руду Норильского комбината.

"Предстоит серьезная работа в архивах для установления истинного маршрута "Тбилиси". Изучение останков судна и содержимого его трюмов также позволит ответить на многие вопросы. Следует отметить, что "Тбилиси" имел внушительный опыт хождения в полярных конвоях в годы Великой Отечественной войны и был участником конвоев PQ-9, PQ-18, QP-8, QP-15, JW-53", – отмечает Александр Гончаров.

Цель экспедиции "Енисей–Арктика" на ближайшие годы – исследование акватории реки Енисей и Енисейского залива при помощи гидроакустических систем. Это позволяет исследователям детально изучить дно Енисея.

В рамках экспедиции в 2018 году в устье реки Сальная Курья удалось исследовать останки английской полярной паровой шхуны "Темза" ("Thames"). Это легендарный корабль, построенный в 1847 году в Англии и затонувший на Енисее в 1878-м