Круглый стол "Корабль «Орёл» как символ российской государственности"

Круглый стол. Фото Соткина С.А.

В Нижнем Новгороде завершился юбилейный XX Международный научно-промышленный форум "Великие реки". В рамках форума состоялся Круглый стол "Корабль «Орёл» как символ российской государственности", посвященный 350-летию государственного судостроения в России. Круглый стол проводился Нижегородским региональным отделением Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество" совместно с  Мининским университетом, Волжским государственным университетом водного транспорта, Нижегородским государственным историко-культурным музеем-заповедником, Нижегородским региональным отделением Общероссийского Общественного Движения Поддержки Флота, Фондом "Нижегородский Кремль", Нижегородской региональной историко-культурной общественной организацией "Петровский союз". В работе Круглого стола вместе с нижегородцами принимали участие представители Русского географического общества из Московской области.

Участники Круглого стола отметили, что Волго-Окское судостроение и судоходство имеют давнюю историю и традиции, научное осмысление и популяризация которых актуальны для разрешения вопросов современности. Особое место в этом процессе занимает история строительства и государственного служения первого русского военного корабля "Орёл". Постройка "Орла" была не случайным явлением, а осмысленным началом создания регулярного военного флота и превращения России в великую морскую державу. Корабль "Орёл" стала знаковым событием и в становлении российской государственной символики. На "Орле" впервые был поднят флаг, получивший статус Государственного флага России. Данные приходно-расходной книги, хранящейся в Российском государственном архиве древних актов, говорят о том, что над палубой "Орла" взвился флаг, имевший бело-сине-красные цвета.


Особая роль в сохранении памяти о создании корабля "Орёл" принадлежит Московской и Нижегородской областям. Корабль, построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1668 году в селе Дединово Коломенского уезда, полностью оснастить и вооружить, в виду мелководья Оки, было возможно только на большой воде. В июне 1669 года "Орёл" прибыл в Нижний Новгород, где его вооружили пушками, установили мачты и такелаж, подытожили денежные расходы на строительство – состоялась достройка и принятие корабля в "государеву службу". Именно из Нижнего Новгорода полностью оснащенный и вооружённый корабль "Орёл" под государственным флагом ушёл в самостоятельное плавание к Каспийскому (Хвалынскому) морю. Ознакомившись с работой, проведенной в селе Дединово к 350-летию создания корабля "Орёл", участники Круглого стола считают необходимым осуществление комплекса памятных мероприятий в городе Нижнем Новгороде. Резолюция Круглого стола предусматривает инициирование проведения в 2019 году в формате XXI Международного научно-промышленного форума "Великие реки" Всероссийского форума "Под флагом России", приуроченного к 350-летию Государственного флага России, и создание на Окской набережной у Благовещенского монастыря памятного знака, посвященному стоянке "Орла" в Нижнем Новгороде. В 2021 году к 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода предлагается создать на Стрелке общественное пространство с церемониалом ежедневного подъема Государственного флага России и интерактивным музеем Волго-Окского судостроения и судоходства. Участники Круглого стола отметили, что на сегодняшний день историко-культурный потенциал реки Оки, сыгравшей важную роль в становлении российской государственности, в должной мере не задействован в сфере внутреннего познавательного туризма, и реализация предлагаемых проектов будет способствовать его развитию, а также укреплению межрегионального взаимодействия территорий Окского бассейна.