Крупнейший обман в истории

Потребление бутилированной воды увеличивается примерно на 10% с каждым годом. И хотя водопроводная вода находится в открытом доступе почти бесплатно для жителей развитых стран, они всё ещё отдают предпочтение бутилированной воде. И убедительные доводы о многочисленных тестах, доказывающих то, что в мегаполисах водопроводная вода в той же степени безопасна, что и вода в бутылках, а там, где дополнительное очищение всё-таки нужно, людям достаточно приобрести домашний фильтр за 500 рублей уже не работают.

По расчетам Beverage Marketing Corporation каждый год в мире продается свыше 460 миллиардов литров воды в бутылках. И нет, здесь не только страны, в которых с питьевой водой всегда были проблемы, первые места среди них занимают Китай, Германия, США, Италия и Франция…

Исследование показывает, что многие люди уверены в том, что бутилированная воды здоровее, чище, полезнее, чем водопроводная. Это внушается нам массовой рекламой ("Полезная вода, достойная Вас", "Что, если вода будет такой же активной, как вы", "Глоток с глотком минеральный баланс [название воды] наполняет тебя силами, помогая сохранить позитивный взгляд на мир" …). И это неправда.

Для продажи в бутылках берут либо природную минеральную воду, либо артезианскую воду, либо воду из муниципальных сетей. Артезианская от муниципальной практически не отличается по качеству - добыча из скважины не делает её более натуральной. Артезианская, конечно, проходит меньше стадий подготовки, что делает её дешевле. Себестоимость производства одного литра питьевой воды в случае добычи из скважины - порядка 2 рублей. Себестоимость производств одного литра питьевой воды в случае с природным источником - около 1 рубля. Все остальное мы переплачиваем за то, в чём она продается.

"Но ведь я покупаю воду "из минерального источника", так написано на бутылке!". Исследователи подчёркивают, что 50% воды в бутылках — это та же воды из-под крана, "прошедшая дополнительную очистку". Иными словами, источником 50% бутилированной воды является водопровод. Нам просто не говорят об это в рекламе "Святого источника". Представьте какой бы резонанс это вызвало. Такой же, какой был, когда стало известно, что в Нью-Йорке появился магазин, где продают водопроводную воду, а ведь они просто не стали пускать пыль в глаза. Чаще всего местоположение "минерального источника" производители воды не называют. Почему? Потому что её источник - водопроводный кран и красивая реклама. "Дополнительная очистка", которую обещают нам производители, не делает ровным счетом ничего, потому что чаще всего в экономически развитых странах вода из водопровода соответствует стандартам чистоты и безопасности (и за этим соответствием тщательно следят). На самом деле по качеству вода многих популярных брендов иногда даже уступает водопроводной. На государственном уровне водопроводная вода проверяется на наличие вредных микробов пару раз в день, в то время как бутилированную воду по закону должны проверять только один раз в неделю. 

Президент Тихоокеанского института Питер Глейк в своём комментарии одному интернет-изданию сказал: "Неправильно полагать, что бутилированная вода более чистая, здоровая или безопасная, чем водопроводная. Вода в бутылках не лучше  регулируется, не лучше проверяется и не лучше контролируется, чем водопроводная. А когда возникают проблемы с водопроводной водой, решение состоит в том, чтобы инвестировать в обновление и ремонт наших систем водоснабжения, а не в воду в бутылках".

То, что бутилированная вода "вкуснее" и приятнее, чем водопроводная - тоже неправда. По результатам исследования только 1/3 дегустаторов смогла по вкусу отличить воду из водопровода от воды из бутылки. В США даже однажды провели тест на слепых людях, по результатам которого вкус водопроводной воды им понравился больше, чем бутилированной. В России также проводились подобные эксперименты. Так, журнал "Деньги" ставил эксперимент на бутилированной воде, воде из колодца и воде из-под крана. Вода, которую налили из-под крана в редакционном туалете, по сбалансированности минеральных веществ, входящих в ее состав, оказалась приближенной к премиальной "минеральной" воде Evian.

Иными словами, повсеместной и абсолютно убежденности в факте того, что качество бутилированной воды превосходит качество воды водопроводной- результат рекламных кампаний. И, кстати, вполне дешевых. На рекламу воды бюджета тратится примерно в 27 раз меньше, чем на рекламу обычной газировки. Потому что люди и без этого прекрасно обманываются. "Бутилированная вода — лучший пример того, как работает мировой капитализм: в некотором смысле мы покупаем выбор, свободу — это единственное возможное объяснение, почему люди охотно платят за то, что могут получить бесплатно".

Автор: Елизавета Вартанян, Журфак МГУ

Источники:

Тэги: