До двадцатых годов прошлого века острова архипелага Земля Франца-Иосифа считались внегосударственными. Они посещались различными экспедициями, состав которых, как правило, был интернациональным. После того, как в бухте Тихой на острове Гукера была открыта первая русская полярная станция, архипелаг Земля Франца-Иосифа мировое сообщество признало территорией России. Административно он входит в Архангельскую область.
На архипелаге есть одно удивительное, полное загадок место – остров Чамп. Это название на Земле Франца-Иосифа появилось после экспедиции Энтони Фиала, отправившейся в 1904 году к Северному полюсу. У Фиала был помощник по фамилии Чамп, тогда географическим объектам часто давали имена участников экспедиций.
Остров Чамп известен своими шаровидными камнями, происхождение которых до сих пор вызывает споры. Мне несколько раз посчастливилось побывать в этом удивительном месте. Особенно впечатлены мы были, когда первый ступили на берег, и увидели, что он усеян странными, идеально круглыми камнями.
Первым встретился на пути каменный шар-исполин. Его еще называют «Стражем острова». Почти три метра в диаметре он, как настоящий страж, расположился по центру плавно уходящей вверх полоски земли, зажатой двумя островерхими скалами.
Сфотографироваться рядом с ним пожелали все, кто сошел на берег. Неподалеку лежит еще несколько больших шаров. Одни словно прикопаны в землю, другие стоят, открытые всем ветрам. Некоторые камни утратили свои правильные очертания, вероятно, из-за воздействия воды, ветров и низких температур. Некоторые шары были расколоты, на их срезе хорошо видно, что в центре камня находится вещество органического происхождения.
Валерий Арнольдович Верниковский, член-корреспондент РАН, профессор Новосибирского государственного университета, считает, что камни были рождены в морской воде, образовавшись в мягких отложениях из остатков раковин, некогда утонувших и завязших в песчаном дне. Раковины состояли из кварцита и марказита. Первый является осадочной породой, которая под воздействием тепла или давления кристаллизуется, второй является минералом, родившимся в результате химических реакций железа и серы. И именно марказит, как показал анализ, был в этих шарах главным соединяющим элементом. После того, как Земля Франца-Иосифа поднялась из глубин моря, а ледники начали таять, осадочные отложения подверглись эрозии, превратившись в эти удивительные каменные формы.
Австрийский геолог Зепп Фридхубер предполагает, что эти удивительные сферолиты появились в результате накопления осадочного материала, переносимого с суши в море. Под водой и были образованы эти округлые формы из песчаника, в центре которых находится органическое ядро.
Существует и другое объяснение: вода каскадами сходит с подтаявшего ледника, образуя во льду своеобразные бассейны, в которые и попадают эти камни. За счет мягкой вулканической породы и постоянного трения под воздействием потока воды камни приобрели круглую форму. С небольшими камнями эта версия звучит логично, но глядя на трехметровые «шарики», в ней начинаешь сомневаться.
Известный российский полярный исследователь Виктор Боярский считает, что камни острова Чампа могут иметь органическое происхождение, поскольку состоят из песчаника. По словам Боярского, от каждого геолога, хоть раз побывавшего в этих местах, он слышал своё объяснение этого феномена. Сам Боярский не исключает, что на Земле Франца-Иосифа есть ещё неизвестные уголки с шарообразными камнями:
«Не удивлюсь, если новые экспедиции сообщат о чём-либо подобном, — говорит он. — В геологическом плане этот уголок планеты способен преподнести массу неожиданных сюрпризов».
Кто-то видит в этих шарах отголосок потерянной цивилизации, кто-то – след инопланетян, а кто-то – просто чудо природы. Я сам нашел несколько таких «шариков» на других островах архипелага. Не думаю, что они инопланетного происхождения, но вопрос, почему их так много на острове Чамп, не дает покоя многим ученым. Остается надеяться, что кто-нибудь когда-нибудь и разгадает тайну этого чуда. А может быть, одной загадкой будет больше.
За время экспедиций мы побывали во многих местах, прошли тысячи миль, видели красивую природу. Но Земля Франца-Иосифа – нечто особенное. Встреча с ней никого не оставляет равнодушным. Ее холодная суровость не пугает и тех, кто впервые попадает сюда, не вызывает желания поскорее вернуться в теплые края. Те, кому довелось познакомиться с этими удивительными островами, увидеть подернутые дымкой цепи гор, причудливые темные скалы, дайки, похожие на выступы на спине сказочного дракона, базальтовые кекуры, красивейшие бухты и мысы, многотысячные базары морских птиц – все, невероятное для этих широт обилие зверей и птиц, навеки влюбляется в архипелаг. Если ты поддался этому чувству, когда-нибудь обязательно вернешься.
Александр Обоимов