Кубачинские мастера. Путевые заметки фотографа Ивана Дементиевского

Есть недалеко от Дербента село Кубачи, известное своими мастерами по металлу и серебру. Слава мастеров гремит уже многие века и распространилась далеко за пределы долин и гор, окружающих село.

Сегодня в селе работает государственный комбинат имени Расула Алиханова и очень многие мастера создают изделия самостоятельно, в своих мастерских.

Мне посчастливилось за два дня побывать в домах нескольких кубачинцев и подсмотреть некоторые секреты их ремесла, впрочем, если серьезно углубляться в процесс, то все очень и очень не просто.

Многие молодые парни еще со школьной скамьи учатся у своих отцов и дедов, перенимают навыки и секреты мастерства, и в 20 лет, например, парень может легко сделать браслет со сложнейшей гравировкой или перегородчатой эмалью.

В наши дни в Кубачах делают в основном чайные и коньячные сервизы, самовары, много женских украшений, гравировку. В общем, у хорошего мастера всегда есть работа и спрос на товар. В советские времена в качестве сувениров высшему руководящему составу часто дарили именно кубачинские изделия! И даже в нескольких мировых музеях хранятся произведения из горного аула.

Поразило радушие и гостеприимство кубачинцев, нас везде встречали с распростертыми объятиями и на нашу просьбу посмотреть на работу, никто не отказывал, наоборот, было очень сложно уйти из дома, везде накрывали на стол и звали отобедать. Два дня прошли на одном дыхании, но, к сожалению, нам надо было уезжать дальше, а жаль, Кубачи - именно то место, где хочется побывать еще и еще.

Ахмед плавит серебро, что бы отлить из него серебряную пластину. Толщина этой пластины несколько миллиметров. Потом она пойдёт под пресс, где её постепенно раскатают в тонкий лист серебра, из которого будут делать заготовки для самоваров, рюмок и прочих изделий. Эта работа на заказ, дело в том, что не у всех есть возможность самим выплавлять такие пластины и они обращаются например к Ахмеду, который может переплавлять серебро. Кстати, стоимость такой работы всего 70 рублей!

 

Стружка серебра засыпается в специальную печь, где оно постепенно нагревается и плавится. Когда очередная порция стружек растает, он добавляет новую порцию, и так до тех пор, пока не достигнет нужного объёма. Потом, расплавленное серебро заливается в специальную форму, из которой уже получается заготовка.

Заготовку плющат на специальном станке. Опять же, у кого то есть свой станок, а у кого нет, отдают серебро раскатывать тем кто это может и умеет делать.

Дальше начинается самое интересное, Карим будет делать коньячную рюмку. На всё, от вырезания заготовки, до окончательной формы, у него ушло минут пять, может быть семь, но не больше!

 

 

Сама рюмка готова, осталось ножку приладить и готово! За такую работу Карим может получить от 35 до 50 рублей за один экземпляр. 

Инструментарий на стелажах в мастерской Карима.

У Гасана в доме мы посмотрели на меч и гравировку сервиза.

А вот огромный меч-кладенец (по другому и не скажешь), оцените размеры! Я попробовал подержать его в руках, пара взмахов и требуется отдых. Но зато какие у него красивые ножны!

Фрагмент рукояти.

Удалось попутешествовать по комбинату и заглянуть в местный музей. На самом деле, это даже не музей, а просто удивительная коллекция работ, которые в разные времена были сделаны в стенах комбината. С удивлением обнаружил что на комбинате работают не только мужчины но и женщины! Работу нельзя назвать лёгкой, требуется много внимания и физических затрат, никогда бы не подумал что женщины тоже будут заниматься такими промыслами.

Зашли к очень весёлому человеку по имени Гаджиибрагим, он начальник гравировочного цеха. Гаджи нам рассказал как работает предприятие, что у него есть заготовки, и он их выдаёт мастерам. Перед тем как выдать заготовку, он её взвешивает, и после окончания работы (когда она сдаётся) делает это снова. Дело в том, что во время гравировки, или иной обработки, с "болванки" стачивается приличное количество серебра, и они стараются учитывать эту пыль и стружку, что бы минимизировать потери серебра. Вся стружка тщательно собирается и идёт снова на переплавку. Кстати, работают на комбинате на сдельных условиях, если хочешь много зарабатывать, значит надо много сидеть за станком. Дело в том что у всех бывают разные обстоятельства и кто то не может весь день сидеть за станком, а так, сколько сделал, столько и получил. По моему, очень правильная мотивация!

Вот тут происходит контрольный замер.

Несколько экспонатов из музея. Некоторые вещи успели побывать у сильных мира сего, например, в коллекции есть ваза, которая была подарена Сталину, и после его смерти каким то чудом её сумели спасти, говорят, её чуть ли не выкинули.

Посмотрите на этот самовар! Просто ваууу! Правда и стоит эта вещица, сами понимаете!