Культурные коды байкальских берегов

Шаман — не только посредник между людьми и духами. В большинстве культур это ещё и защитник рода, целитель и даже воин. Фото: Павел Будаев, участник фотоконкурса РГО

Шаман — не только посредник между людьми и духами. В большинстве культур это ещё и защитник рода, целитель и даже воин. Фото: Павел Будаев, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Культурные коды байкальских берегов Культурные коды байкальских берегов

История освоения Байкала, площадь которого превосходит территории таких стран, как Бельгия, Армения или Израиль, интересна смешением элементов традиций и верований самых разных этносов, селившихся по берегам озера. Каждый из них внёс свой колоритный вклад в этнокультурную мозаику региона. Она разворачивается перед нами насыщенным полотном верований, обрядов и фольклора. 

Проект "Путешествия с РГО" предлагает отправиться в настоящую исследовательскую экспедицию, охватывающую сразу несколько культурных пластов. Таинства шаманизма, устои буддизма и ламаизма, порядки старообрядцев допетровской Руси соседствуют здесь в удивительной гармонии, сохраняя свою историю и дополняя друг друга. 

Во главе каждого рода стоял свой шаман. Фото: Дмитрий Демчук, участник фотоконкурса РГО

Во главе каждого рода стоял свой шаман. Фото: Дмитрий Демчук, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

 

Эвенки: шаманы и оленеводы

Эвенки, или, как их раньше называли, тунгусы, — один из первых этносов, селившихся на берегах Байкала и по всей территории Забайкальского края, от Китая до Северного Ледовитого океана ещё во II тысячелетии до н.э. Северную часть озера, где много лесов, заняли оленеводы, на юге, в зоне степей, разводили лошадей. Байкал они называли Ламу, что в переводе означает "море", а себя — ламутами ("морскими жителями") и ороченами ("оленьими людьми"). 

За яркую культуру и свободолюбивый характер эвенков прозвали аристократами Сибири. До наших дней дошли образцы нарядных костюмов и убранства жилищ, всевозможные природные и родовые культы, а также основное верование шаманизм. По одной из версий, слово вошло в обиход именно благодаря эвенкийскому языку: "саман" в переводе с местного — "человек, любящий знания". В той или иной степени традиции шаманизма прослеживаются у многих народов Сибири, однако у тунгусов культ становится важной формирующей общественного сознания. 

Скала Шаманка на Байкале — самое культовое природное место региона как среди шаманов, так и буддистов. Фото: Сергей Шабанов, участник фотоконкурса РГО

Скала Шаманка на Байкале — самое культовое природное место региона как среди шаманов, так и буддистов. Фото: Сергей Шабанов, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Самобытных поселений эвенков на Байкале почти не осталось: часть из них ушла на Дальний Восток, образовав родственный народ — эвены, часть — была ассимилирована пришедшими в эти земли бурятами, а позднее — русскими. Значительное большинство эвенков обосновалось на северных территориях — там ещё можно встретить традиционные оленьи стойбища. 

Поближе познакомиться с культурой и бытом древнего этноса можно в Этнографическом музее народов Забайкалья в Улан-Удэ. Здесь воссоздано классическое эвенкийское поселение: представлены летние чумы, обшитые листами бересты и корой лиственницы, и зимние, крытые оленьими шкурами. Преимущество таких построек — в их лёгкости и простоте установки: у тунгусов, как и у многих представителей кочевых культур, процессом сборки дома занимались женщины. На один такой дом приходилось порядка 40 шестов. Рядом стоят бревенчатые срубы на высоких столбах в три-четыре метра — так называемые лабазы, предназначенные для хранения запасов продовольствия: высота "ножек" позволяла защитить пищу от диких животных. 

Эвенкийки в традиционных костюмах у зимнего чума. Фото: vk.com/nash_etnomuzey

Эвенкийки в традиционных костюмах у зимнего чума. Фото: vk.com/nash_etnomuzey

Чуть поодаль — чум шамана, окружённый "свитой" идолов и деревьями, растущими корнями вверх — из нижних миров в верхние. Шаман у эвенков не только для связи с духами — это и глава рода, и врачеватель, и воин. Жил он всегда обособленно, его статус передавался от отца к сыну, и на его плечах лежала забота о будущем своего племени, и не только духовном: слаженность в хозяйстве, удача в охоте и рыболовстве, здоровье скота — всё это находилось в ведомстве шаманов. Сегодня часть традиций этой древней религии также сохранилась: можно попасть на обряд камлания — общения с духами — и пообщаться с шаманом.

На территории музея также находится этнозоосад, где живут белоснежные северные олени, альпаки, медведи и даже тигр. 

Ещё один сохранившийся оазис тунгусской культуры можно найти в селе Холодное эвенкийское, в 40 километрах от Северобайкальска. Здесь проживает несколько сотен коренных жителей, большинство из них продолжает свой традиционный промысел. В посёлке действует небольшой историко-этнографический музей, повествующий о непростом быте когда-то большого народа. 

Тофалария — страна нетронутых гор. Фото: Екатерина Снигуренко, участница фотоконкурса РГО

Тофалария — страна нетронутых гор. Фото: Екатерина Снигуренко, участница фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Тофалары: анимисты и охотники

Если эвенки шли с юго-востока на север Байкала, то тофалары (или тофы) — один из самых малочисленных народов Прибайкалья — пришли с запада, с предгорий Саян — земли, прежде называвшейся Тофаларией. Охотники и рыболовы, тофалары также занимались разведением животных, однако всё же их стихия — горы, где никто до них не бывал. 

Ещё в бытность кочевья они сохранили свои оленеводческие традиции и даже вывели свою уникальную породу: тофаларский олень — один из самых крупных в мире. На этих оленях охотники могли выходить на промысел круглый год, особенно в снежные зимы: в отличие от лошадей, олени запросто могли передвигаться по крутым горам и моховым болотам, а также добывать себе подножный корм из-под снега. 

Язычники лесов и гор, в своей культуре тофы сохранили отголоски тотемистических и анимистических верований. Стремление оживлять и обожествлять природу — реки и ручьи, скалы, водопады и останцы — стало характерной особенностью этноса и отразилось на шаманских традициях. В отличие от тех же эвенков, где шаманы были избранными высшими силами и выступали в качестве мудрых предводителей, шаманом у тофаларов мог стать любой желающий, мужчина или женщина, достигшие совершеннолетия. Наряду с остальными, шаманы отправлялись на охоту и вели свой быт, а по ночам общались с небом, землёй, зверями и птицами. 

Вынужденные перейти на оседлый образ жизни в советский период, тофы обосновались на своей исторической родине. Добраться до Тофаларии, надёжно спрятанной в предгорьях Восточных Саян, можно только по воздуху… ну, или на олене. 

Буддийская ступа с видом на Восточные Саяны. Фото: Сергей Марценович, участник фотоконкурса РГО

Буддийская ступа с видом на Восточные Саяны. Фото: Сергей Марценович, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Буряты: буддисты и борцы

Культура бурятского этноса уникальна разнообразными включениями традиций разных племён Забайкалья, Монголии и Китая, а также соединением наследия протобурятских народов. Первые сказались на формировании многослойного национального эпоса, обычаев и канонов буддизма, последние привнесли ритуалы шаманских культов и законов тенгрианства — религии, обожествляющей небо. Буряты — один из немногих народов, где не просто уживаются, но и заимствуют друг у друга ритуалистику монотеистические и языческие воззрения. Представителей этих конфессий можно встретить на Байкале и сегодня. 

Интересным феноменом развития бурятского самосознания стали национальные игры и состязания, которые исторически вплелись во многие аспекты бытовой жизни — охоту, земледелие, воспитание детей. Традиционным увеселительным действом является "наадан", в дословном переводе — "три мужских игрища": соревнование, включающее в себя стрельбу из лука, скачки и борьбу. Празднества первоначально проводились в качестве своеобразных обрядов, связанных с пробуждением природы, поиском самых сильных и метких бойцов и наездников, а также с попытками угодить божествам, буквально принося им в жертву зрелища как пиршество для глаз, с намерением возвыситься до них. 

Чаепитие в юрте. Фото: facebook.com/goldenhordepark

Чаепитие в юрте. Фото: facebook.com/goldenhordepark

Сегодня бывшие магические ритуалы превратились в своего рода спорт: традиционное бурятское троеборье стало ожидаемым сопровождением многих местных праздников и важных событий. Желающие могут пройти мастер-класс или даже принять участие в играх — для путешественников их устраивают, например, в этнопарке "Золотая орда", в 70 километрах от Иркутска. Помимо этого здесь воссоздают резные войлочные юрты, представляют элементы фольклорных выступлений и знакомят с изысками национальной кухни. Тут можно научиться лепить буузы и танцевать ёхор (народный танец-хоровод), поучаствовать в различных ритуалах и церемониях, познакомиться с шаманом и продегустировать местные таёжные напитки. 

За порцией буддистской культуры и знакомством с ламаизмом отправляемся в дацаны, получившие в бурятском исполнении несколько уникальных черт. Довольно сильные родовые традиции забайкальских племён, смешавшиеся с шаманскими ритуалами, не могли не повлиять на новую религию. Она получила распространение в этих землях в XVIII веке, придя из соседних Монголии и Тибета. Культовое зодчество здесь началось с так называемых юрточных храмов, которые покрывались белым войлоком, а внутри архаичный семейный молебен заменялся на буддистский алтарь. В дальнейшем элементы классической тибетской архитектуры соединились с искусством резьбы и обработки дерева, использовавшим местную цветовую символику. Помимо широко известного Иволгинского, интересен Баргузинский дацан, посвящённый богине мудрости Янжиме, покровительнице искусств и ремёсел.

Про быт и традции бурят читайте в нашем материале "Как бороться с винным червём и к чему снится волк".

Потомки старообрядцев встречают гостей. Фото: RussiaDiscovery

Потомки старообрядцев встречают гостей. Фото: RussiaDiscovery

Семейские: старообрядцы и художники

Значительная часть русских староверов, высланных в XVIII веке в Забайкалье, образовала этноконфессиональную общину, которую здесь называют "семейские" — переселявшиеся семьями. Своеобразная изоляция от внешнего мира и запрет на свободное перемещение помогли им сохранить свои порядки и устои: раскольники принесли с собой традиции старинной допетровской Руси и сберегли их в этих таёжных лесах. 

Старообрядческие сёла, появившиеся на Байкале, легко узнаваемы благодаря характерной внешней атрибутике — яркой колористике экстерьерной росписи ворот, ставней и наличников, резьбе по дереву, костюмам. Цветы и райские птицы с фасадов соседствуют тут с элементами бурятских орнаментов, а фольклорные мотивы Малороссии — с многовековым опытом исконных жителей этих мест. Самые популярные среди туристов места — Тарбагатай, Десятниково, Большой Куналей, расположенные по соседству, в часе езды от Улан-Удэ. 

В Тарбагатае открыт Музей истории культуры и быта староверов: иконы и церковные книги, костюмы и домашняя утварь, сундуки и коллекция самоваров — всё из местных домов. Здесь же в начале 2000-х возведена однокупольная древлеправославная церковь, где хранятся реликвии, привезённые из Речи Посполитой. В Десятникове создана "Деревня мастеров" с галереей старинных промыслов — ткачества, домовой деревянной резьбы и росписи. В Большом Куналее, названном в 2018 году самой красивой деревней России, сохранился семейский народный хор, включённый в список шедевров устного наследия ЮНЕСКО. 

Кроме того, для интересующихся культурой раскольников по территории Бурятии проложено несколько маршрутов — например, "По пути Аввакума", куда входят мемориальные места и точки следования протопопа: монастырь в селе Посольском, гора Спящий Лев, река Селенга.

"Путешествия с РГО" — это коллекция увлекательных авторских туров по России от российских туроператоров, которые прошли экспертную оценку специалистами Общества и получили отличительный знак качества "Рекомендовано РГО". 

Система добровольной сертификации маршрутов, разработанная совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса, означает, что маршрут соответствует всем требованиям по качеству и безопасности, а также является аутентичным, уникальным и познавательным продуктом.

Юлия Гопиус